03 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Тот, кто воспитывался в доме Пророка ﷺ

«Как могут впасть в заблуждение люди, среди которых есть подобный аль-Хасану аль-Басри?» Масляма ибну Абд-аль-Малик

Гонец принёс жене Пророка ﷺ Умму Саляме رضي الله عنها радостную весть: её служанка Хайра перенесла тяготы родов и благополучно родила мальчика. Радость наполнила сердце матери правоверных, озарив её благородное лицо. Она поспешила послать людей, чтобы те привезли мать с ребёнком к ней домой. Умму Саляма رضي الله عنها очень дорожила Хайрой и любила её всем сердцем. Она сгорала от нетерпения, желая увидеть её первого малыша. И спустя немного времени Хайра с ребёнком на руках переступила порог её дома. Посмотрев на новорождённого, Умму Саляма رضي الله عنها сразу же почувствовала симпатию к нему и привязалась к мальчику. Мальчик был красив лицом, и его вид радовал взор, а сердце наполнялось любовью к нему. Повернувшись к служанке, Умму Саляма رضي الله عنها спросила: 
– Хайра, ты уже дала имя своему сыну? 

Та ответила: 
– Нет, матушка... Я оставила выбор за тобой, чтобы ты сама выбрала ему имя, какое пожелаешь. 

Умму Саляма сказала: 
– Тогда назовём его, с благословения Аллаhа ﷻ, аль-Хасаном. 

После этого она воздела руки и обратилась к Всевышнему Господу с благими мольбами за новорождённого. Однако появлению на свет аль-Хасана радовались не только в доме матери верующих Умму Салямы رضي الله عنها. Эту радость разделили с ними обитатели другого мединского дома. Это дом благородного сподвижника Зейда ибн Сабита رضي الله عنه, который в своё время записывал Откровение для Посланника Аллаhа ﷺ: Ясар, отец аль-Хасана, был его слугой. Зейд дорожил им и любил его. 
Аль-Хасан ибн Ясар, впоследствии известный как аль-Хасан аль-Басри, провёл своё детство в одном из домов Посланника Аллаhа ﷺ и воспитывался под присмотром одной из жён Пророка ﷺ – Хинд бинт Сухайль, известной как Умму Саляма رضي الله عنها. Она относилась к числу самых разумных, достойных и решительных женщин. К тому же она принадлежала к числу тех жён благородного Посланника Господа ﷺ, которые обладали наиболее глубокими познаниями в области религии и передали от него много хадисов. Умму Саляма رضي الله عنها передала от Пророка ﷺ 387 хадисов. И, наконец, она была одной из тех немногих женщин, которые умели читать и писать. 

Однако связь между счастливым ребёнком и матерью верующих Умму Салямой этим не ограничилась. Хайра, мать аль-Хасана, часто выходила из дома по поручениям Уммы Салямы رضي الله عنها, и младенец плакал от голода, и когда его плач усиливался, она брала его на руки и давала ему свою грудь, успокаивая его таким образом в отсутствие матери. Она так сильно любила ребёнка, что чистое молоко бежало из её груди ему в рот. Младенец пил его и замолкал. Таким образом, Умм Саляма была для аль-Хасана матерью дважды: она была матерью верующих и его молочной матерью. Обе матери поддерживали тесную связь друг с другом, и дома их стояли рядом. И счастливый мальчик мог ходить из дома в дом, воспринимая от своих многочисленных воспитательниц благонравие и учась у них следовать прямому пути. По его собственным воспоминаниям, он наполнял эти дома своим неутомимым движением и затейливыми играми. Прыгая в этих домах, он старался достать рукой до потолка. В такой прекрасной атмосфере, пропитанной благоуханием пророчества и озарённой его сиянием, рос аль-Хасан. 

Кроме того, он учился у виднейших сподвижников в мечети Посланника Аллаhа ﷺ. Он передавал хадисы от Усмана ибн Аффана رضي الله عنه, Али ибн Абу Талиба رضي الله عنه, Абу Мусы аль-Аш’ари رضي الله عنه и АбдАллаhа ибн Умара رضي الله عنه, а также АбдАллаhа ибн Аббаса رضي الله عنه, Анаса ибн Малика رضي الله عنه, Джабира ибн АбдАллаhа رضي الله عنه и многих других. Однако больше всего он привязался к повелителю верующих Али ибн Абу Талибу رضي الله عنه. Аль-Хасана привлекала твёрдость его веры, его усердное поклонение и равнодушие к благам и украшениям этого мира. На мальчика произвели огромное впечатление красноречие Али رضي الله عنه, его мудрость, умение говорить кратко, но вкладывая в слова огромную мудрость и наставление. Сподвижники Пророка ﷺ с большим воодушевлением слушали его проповеди, заставляющие содрогаться их сердца. И со временем аль-Хасан уподобился Али رضي الله عنه в богобоязненности, поклонении и красноречии. 

Когда аль-Хасану исполнилось 14 лет и он повзрослел, его семья переехала в город Басру (Ирак) и осталась там жить. Поэтому аль-Хасана прозвали аль-Басри – по названию города. Когда аль-Хасан приехал в Басру, она была одной из величайших цитаделей знания в исламском государстве. Огромная мечеть наполнялась приезжавшими туда виднейшими сподвижниками и их достойными последователями. Разного рода кружки, участники которых стремились к знаниям, собирались на территории мечети. Аль-Хасан много времени проводил в мечети, став постоянным участником кружка АбдАллаhа ибну Аббаса رضي الله عنه, одного из самых знающих членов общины Пророка Мухаммада ﷺ. Аль-Хасан учился у Ибну Аббаса v толкованию Корана, перенимал от него хадисы и способы правильного чтения Корана. У Ибну Аббаса رضي الله عنه и других учёных аль-Хасан изучал фикх (исламское право), арабский язык и многие другие науки и, в конце концов, стал учёным, обладавшим обширными знаниями в различных областях наук. Люди стали собираться вокруг него, перенимая от него его огромные знания, слушая его наставления, смягчавшие чёрствые сердца и заставлявшие плакать глаза грешников. Они стремились перенять от него его мудрость, покорявшую умы, и делали примером для себя его жизненный путь. Слава аль-Хасана распространилась в разных областях, и люди повсеместно заговорили о нём. 

Халид ибн Сафван рассказывает: «Однажды я встретил Масляму ибн Абд-аль-Малика в Хире, и он сказал мне: «Халид, расскажи мне о Хасане, который в Басре. Поистине, я имею основания думать, что ты знаешь о нём то, чего не знают другие». Я ответил: «Да дарует Аллаh ﷻ благо предводителю... Я лучший из тех, кто сможет поведать тебе о нём. Я его сосед по дому и его собеседник на его собраниях и знаю о нём больше всех жителей Басры». Масляма сказал: «Поведай же мне то, что знаешь». Я сказал: «Это человек, слова которого совпадают с его делами. Побуждая к одобряемому, он сам совершает его лучше всех из людей, и, удерживая от порицаемого, он сам держится от него дальше всех. Мне он кажется человеком, не нуждающимся в людях и равнодушным к принадлежащему им, тогда как люди, напротив, нуждаются в нём и стремятся обрести то, что есть у него...» Масляма сказал: «Достаточно, Халид, достаточно... Как могут впасть в заблуждение люди, среди которых есть подобный человек?!» 

Когда аль-Хаджжадж ибн Юсуф ас-Сакафи пришёл к власти и стал проявлять несправедливость и жестокость, показав себя тираном, аль-Хасан аль-Басри был одним из тех немногих благородных мужей, которые открыто могли противостоять его жестокости и, не таясь, говорили людям о его скверных деяниях. Аль-Хаджжадж построил для себя дворец в городе Васит. Когда строительство было завершено, он велел людям собраться, чтобы полюбоваться на его хоромы и обратиться к Аллаhу ﷻ с мольбами, прося для него благодати. Аль-Хасан не пожелал упустить такую возможность, зная, что соберётся огромная толпа. 

(Продолжение следует.)
 

Адиль Ибрагимов