03 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Иметь или не иметь?

«Если у вас нету тёти, то вам её не потерять», – поётся в знакомой многим песне из советского кинофильма.

«И если вы не живёте, то вам и не умирать», – продолжает лирический герой, предлагая каждому самостоятельно решить непростую дилемму «иметь или не иметь». Попробуем разобраться в плюсах и минусах обоих вариантов. 

Аскетизм во все времена у представителей разных религий и философий считался добродетелью, а отказ от мирских наслаждений – путём к совершенствованию внутреннего мира и просветлению. Плюс тому, кто ничего не имеет (или имеет лишь необходимый минимум), действительно нечего терять и не о чем беспокоиться, а потому он может посвятить время деяниям, важным для вечной жизни. 

Один мудрец, славившийся своим весёлым нравом, проповедовал отказ от материальных благ и сам следовал своим установкам. Однажды его спросили: «Отчего, почтеннейший, ты, не имея не только богатства, но и даже простого достатка, всегда весел, и лицо твоё никогда не омрачают тревога и печаль?» – «А разве я имею что-либо, о возможной утрате чего стоило бы печалиться?» – ответил мудрец. 

Верующие в Господа люди убеждены, что в Судный день бедняки быстрее завершат свой отчёт перед Создателем и войдут в Рай раньше богатых. Как отмечают учёные, отчёт за имущество будет одним из самых сложных для человека испытаний. Если конкретнее, то ответить придётся и за то, как он заработал имущество (дозволенным путём или же запретным), и за то, на какие цели его направил (благие ли это дела или бесцельные траты на наслаждения). И даже при условии дозволенного заработка и расходовании на добрые дела и полезные вещи состоятельному человеку отчитываться придётся дольше – просто потому, что имущества он нажил больше. Об этом прямо говорится в хадисах Пророка Мухаммада r. Так, в одном из них, который передаётся от Абу Хурайры رضي الله عنه, говорится, что

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Бедные (малоимущие) из числа верующих войдут в Рай на полдня раньше богатых мусульман, а это (полдня) пятьсот лет (земной жизни)» (ат-Тирмизи). 

При этом стоит обратить внимание на очень важный нюанс: то, что богатый человек будет отчитываться дольше, не означает, что он получит меньше воздаяния. Напротив, если он расходовал своё имущество, совершая благодеяния, занимаясь благотворительностью, заботясь о нуждающихся, то его положение может в итоге оказаться выше иного бедняка. 

Во-первых, важно понимать, что наш удел предопределён самим Господом. Одного Всевышний испытывает бедностью, а другого – богатством. А бывает и наоборот: Создатель знает, что человек не сможет пройти испытание, а потому не возлагает на человека то или иное непосильное бремя. 

Во-вторых, богатство верующего как таковое (при условии, что заработано оно дозволенным путём) не порицается. Более того, высокий достаток даёт человеку возможность лучше заботиться о своей семье, а также больше расходовать на благие цели и помогать нуждающимся. 

Современные психологи и вовсе называют отказ от высоких заработков (прикрываемый довольством, имеющимся при скрытой зависти к обеспеченным людям) признаком незрелой личности. Если коротко, человек, находясь уже в сознательном возрасте, имея высокую квалификацию, профессиональные знания и опыт, внутренне недостаточно повзрослел, он не готов брать на себя ответственность за высокий доход, не знает, как обращаться с деньгами, как инвестировать с умом, а не тратить на детские «хотелки», а потому подсознательно ставит себе блок перед карьерным ростом, сменой сферы деятельности и повышением уровня жизни. Публично он объясняет это тем, что у него скромные потребности, ему «много не нужно», да и вообще «большие деньги честным путём не заработаешь». 
Есть такое расхожее суждение: на вопрос, кто истинно богат, отвечают «тот, кто доволен имеющимся». Обычно об этом говорят в том контексте, что люди, поглощённые заработком, зачастую не могут остановиться, не знают меры, не чувствуют грани необходимого и достаточного. В погоне за непрерывным ростом доходов человек нередко забывает о своём здоровье, о близких, о поклонении, ради которого он создан. В то время как бедный человек порой чувствует себя гораздо счастливее. И вечно обеспокоенный состоятельный человек с тоской вспоминает своё беззаботное прошлое, когда он не имел высокого достатка. 

Разумеется, это не означает, что всякий бедняк доволен своей жизнью. Было бы большой глупостью утверждать нечто подобное, зная, в каком положении сегодня пребывают люди в разных уголках земного шара. Но если мы говорим не о тех, кто находится в тяжёлой жизненной ситуации, а о тех, кто просто имеет сравнительно низкий доход, то здесь поведение может быть совершенно различным. В то время как один благодарен Всевышнему за то, что у него есть (пусть этого и немного), а также за то, что Создатель не испытывает его соблазнами, возникающими у богатого, при этом всё же стараясь зарабатывать дозволенным путём и повышать уровень жизни своей семьи, другой сетует на горькую судьбу и тяжёлую ношу, совершенно не прикладывая усилий для изменения своего положения, а третий всеми силами стремится создать иллюзию богатой жизни, тратит последние деньги на демонстрацию фальшивого статуса, даже не задаваясь вопросом, ради чего. 

Такой любопытный момент: по данным исследований, наибольший риск оказаться в «долговой яме» – у граждан с низкими доходами; каждый пятый в этой группе берёт кредиты постоянно (19% против 2–4% россиян с хорошим и средним материальным положением) – таковы результаты мониторингового опроса ВЦИОМ. Оставим за скобками вопрос о дозволенности займов, отметим другое: кредит – это всегда обязательство, в исполнении которого нельзя быть уверенным. А значит, существует риск увязнуть в долгах и стать ещё беднее. И разумный человек воздержится от таких обязательств. А потому примеры, когда человек с низким достатком берёт в кредит смартфон последней модели, автомобиль, роскошное платье или дорогие часы, заставляют задуматься о душевном здоровье человека. 
В то же время общая тенденция внушает оптимизм: большая часть россиян всё-таки предпочитает жить по средствам, как утверждает всё тот же ВЦИОМ. По данным опроса, за последние 20 лет привлекательность займов в глазах наших соотечественников померкла: доля тех, кто с той или иной периодичностью занимает денежные средства, сократилась с 62% до 44%: «На сегодняшний день заядлыми заёмщиками (часто берут в долг) себя называют 13% (2004 г. – 14%, 2009 г. – 14%), или каждый восьмой, периодическими («редко, но иногда бывает») – 31%, тогда как ещё в 2004 г. к последним можно было отнести каждого второго россиянина – 48%».

Впрочем, только поверхностные суждения представляют чёрно-белую картинку. В реальности избавиться от зависти к состоятельным людям, жажды богатства и от стремления создать хотя бы видимость богатой жизни не так просто. Вот ещё одна притча на эту тему. 

К мудрецу явился его бывший ученик и принялся сетовать: «Учитель, то, чему ты учил меня, принесло мне одни огорчения. Моя жизнь растрачена впустую. Ты говорил мне: если я избавлюсь от желания иметь богатство, почёт, любовь прекрасных женщин, то всё это придёт ко мне само собой. И вот я старался следовать твоему совету и желал одного: ничего не желать. Каков же результат? Я не имею ни богатства, ни почёта, ни женской любви…» Мудрец ответил: «Но ты забыл, сын мой, главное: ты желал ничего не желать. А по-настоящему возвыситься до отсутствия желаний возможно лишь довольствуясь тем, что имеешь, а не  желая избавиться от них». 
 

Малика Воронина/ г. Санкт-Петербург