05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.1.2024 (по Шафии)

1.Как лучше совершить джаназа-намаз по нескольким усопшим: по отдельности или один намаз на всех?

Если усопших несколько, предпочтительно совершать джаназа-намаз за каждое тело отдельно, хотя в совершении одного намаза по нескольким усопшим нет ничего предосудительного. Однако если совершение заупокойной молитвы на каждое тело по отдельности может затянуться и есть риск, что тела могут начать меняться из-за процесса разложения, а также появиться неприятные запахи, то будет лучше совершить один джаназа-намаз по всем усопшим. 
(«Хашия аль-Джамал аля Манхадж ат-Тулляб», «Мугни аль-Мухтадж»)

2.Правда ли, что после заката солнца нельзя закалывать животное для курбана (жертвенное животное в дни праздника Курбан-байрам) или акика (жертвоприношение по случаю рождения ребёнка), и жертвоприношение считается недействительным?

Приносить в жертву животное для курбана или акика после заката солнца дозволено, следовательно, такое жертвоприношение считается действительным. Однако нежелательно беспричинно откладывать жертвоприношение на вечернее время.
Данное решение касается не только жертвоприношения животного, предназначенного для курбана и акика, но и закалывания животных для любых других целей. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с «Хашия аш-Ширвани»)

3.Снимается ли с хозяина обязанность выплаты закята, если в течение года количество скота уменьшилось, но не стало меньше нисаба, учитывая, что хозяин потерпел убыток?

Если в течение года количество скота уменьшилось, но не стало меньше нисаба, – например, в начале года у человека было триста овец, а через некоторое время осталось 200, – то обязанность выплаты закята с хозяина не снимается, поскольку сохранились все условия, необходимые для выплаты закята. В данном случае это нисаб, пастбищное содержание и прохождение года. При наличии этих условий со скота необходимо выплатить закят независимо от того, получил хозяин прибыль или нет. 
(«Аль-ина фи халли альфази Аби Шуджа»)

4.Если человек получил в наследство имущество, заработанное наследодателем недозволенным путём, можно ли ему распоряжаться этим имуществом?

Если человек получит в наследство имущество, и ему неизвестно, дозволенным путём оно было заработано наследодателем или запретным, и нет никаких признаков, которые указывают на это, то такое имущество является дозволенным для наследников, по единогласному мнению учёных.

Если же наследник точно знает, что среди унаследованного имущества есть какая-то доля запретного, – например, ему известно, что наследодатель добыл какую-то часть имущества путём кражи, обмана, ростовщических операций и т. п., но при этом он не знает, какое имущество конкретно является недозволенным, – то в этом случае он обязан приблизительно определить эту часть и избавиться от неё.
Имам Аль-Газали сказал: «Если человек владеет запретным имуществом, и он хочет покаяться и избавиться от него, ему следует поступить следующим образом. 

Если у этого имущества есть хозяева, то есть оно было добыто притеснением кого-либо, кражей, ростовщичеством и т. д., то он обязан вернуть это имущество хозяевам, если есть такая возможность.

Если их уже нет в живых, то имущество необходимо вернуть их наследникам. А если и это невозможно сделать, и нет надежды на то, что эти наследники объявятся, то он обязан расходовать это имущество на общие благие цели, например, на постройку дорог, проведение воды, строительство мечетей и т.д.». 
(«Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб»)

5.Есть ли нежелательность в использовании воды Зам-зам для омовения?

В использовании воды Зам-зам для омовения или наведения чистоты нет нежелательности, при условии, что она не используется для удаления нечистоты (наджасы).
Относительно использования воды Зам-зам для удаления нечистоты среди учёных есть разногласия. Некоторые считают это действие запретным (харамом), другие – нежелательным (макрухом). Однако более аргументированным в шафиитском мазхабе считается мнение, что это непредпочтительно (хиляф аль-авля). 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с «Хашия аш-Ширвани», «Буджайрами аля шарх аль-Манхадж»)

6.Можно ли заключить сделку кираз (доверительное управление), если двое договорились, что один из них предоставит другому телят и необходимый корм, чтобы другой на протяжении шести месяцев откармливал их, а прибыль поделят пополам?

Данную сделку нельзя заключать как сделку кираз (доверительное управление), поскольку кираз – договор партнёрства, направленный на получение прибыли на основе предоставления денежного капитала с одной стороны и торговой деятельности – с другой.
В данном же случае хозяин предоставляет не капитал, а товар, и в обязанности управляющего (амиль) входит не ведение торговой деятельности, а выполнение чётко поставленной работы. То есть нарушаются два условия, необходимых для действительности сделки кираз. Следовательно, вести подобную деятельность по сделке кираз нельзя.

Для ведения такой деятельности подошла бы сделка иджара (договор найма), однако отсутствие фиксированной платы за выполняемую работу нарушает одно из необходимых условий для действительности договора найма. 
Из вышесказанного следует, что для ведения подобной деятельности в той форме, которая предлагается в вопросе, не подходят ни иджара, ни кираз. Следовательно, необходимо изменить некоторые условия договора.

Чтобы заключить договор кираз, хозяину финансов необходимо предоставить определённые средства управляющему (амиль), чтобы тот мог свободно распоряжаться этими средствами. То есть инвестор даёт деньги, а управляющий сам покупает на них бычков и всё необходимое, откармливает и продаёт, а прибыль они делят в оговорённом порядке.

Чтобы заключить договор найма, вознаграждение для наёмного рабочего должно быть установлено в качестве фиксированной зарплаты. А размер зарплаты можно установить исходя из ожидаемой прибыли.

Например: один предоставляет другому 30 голов скота для откорма на шесть месяцев. Если ожидаемая прибыль от каждой особи составляет 20 тысяч рублей, за шесть месяцев общая прибыль составит 600 тысяч рублей. И если они договорились делить доход пополам, то каждому достанется по 300 тысяч. Если 300 тысяч разделить на 6 месяцев, это составит 50 тысяч рублей за месяц.

Если договор всё же был заключён в той форме, которая указывается в вопросе, то он будет считаться недействительным договором найма. И, следовательно, через шесть месяцев хозяин скота должен рабочему не 50 % прибыли, а среднюю стоимость, которую дают за выполнение аналогичных работ.
Среднюю стоимость хозяин обязан выплатить, даже если не получит никакой прибыли, при условии, что халатности со стороны рабочего не было. 
(«Минхадж ат-Талибин»)
 

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 
(СМС, WhatsApp, Telegram).