28 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Женская

«Мама, купи мне это и вон то!»

«Моему сыну двенадцать, и он совершенно не знает цену деньгам, – сетует мать. – У нас в семье сложное положение с финансами, о чём я ему говорила, а он постоянно просит деньги на свои хотелки.

Мы и так выдаём ему средства на нужные расходы вроде питания в школе и мобильной связи, но он расходует всё практически сразу – покупает жвачки, газировку, иногда друзей угощает. Не могу научить его экономии...»

Наверняка эта проблема касается очень многих семей. Причём просить деньги дети предпочитают у мамы – у неё сердце мягче, а значит, меньше шансов получить отказ.

Узнав о вышеупомянутой ситуации, другая женщина предположила: «Скорее всего, эта мать сделала то, что делает большинство любящих родителей, – старалась, чтобы дети ни в коем случае не узнали, что семья находится в сложной финансовой ситуации. А мой ребёнок видел всё с самого начала, я ничего от него не скрывала. Как же сын мог просить себе навороченный смартфон, если у меня самой его не было?»

Иначе говоря, один из способов дать ребёнку понять, что все его хотелки родители осуществить не смогут, – это вовремя ввести его в курс дела о финансовом состоянии семьи, тем более что он – полноценная часть этой ячейки общества. И это далеко не всё. Следует ещё с дошкольного возраста обучать его тому, что сейчас называется финансовой грамотностью. 

Прежде всего нужно объяснить ребёнку, что всё покупаемое в магазинах стоит денег, которые зарабатывают родители, а этих денег не так много и на всё не хватит. И если раньше сделать это было легче, потому что все рассчитывались наличкой, то сейчас, когда ребёнок видит, как мама рассчитывается банковской картой, у него может сложиться впечатление, что покупки ничего не стоят. Поэтому, если расплачиваемся картой, необходимо рассказать сыну или дочери, что карта посылает банку, где хранятся ваши деньги, приказ отдать часть денег за продукты и прочие покупки, в результате чего денег у вас становится меньше.

Если ходим в магазин с чадом, можно специально приготовить наличку для оплаты покупок, доверить ребёнку посчитать сдачу, показать цены на каждый товар в чеке.

Можно составить список, на что в первую очередь уходят средства из семейного бюджета и в каком количестве, и не только ознакомить с ним ребёнка, но и повесить этот лист на видное место дома. А начиная с третьего-четвёртого класса можно ежемесячно выделять ребёнку определённую сумму, чтобы он сам распределял её на свои необходимые траты. При этом, если он раньше времени потратит все средства на неразумные цели, то не следует восполнять сумму, иначе ребёнок так и не научится рачительно относиться к деньгам. Таким образом, юный человек учится не только обращаться с деньгами, но и определять, что для него действительно важно, а что является необязательным развлечением и расточительством.

В ходе такой практики у ребёнка вырабатывается самоконтроль. Это, кстати, относится к наиболее сложным навыкам, ведь даже не каждый взрослый обладает таковым. Но научиться отличать несрочные удовольствия от необходимости нужно для дальнейшей жизни.

Хорошо помогает обучению обращаться с деньгами практика копилки. Она же способствует выработке самоконтроля, потому что одно дело – сразу тратить появляющиеся рубли на сиюминутные желания, и совсем другое – накопить весомую сумму на что-то действительно значимое, хотя бы на тот же смартфон.
Полезно использовать для обучения детей финансовые игры, тем более что сложно найти ребёнка, не любящего играть. Игра может быть настольная, устная, а также в виде сайта или приложения в гаджете. Например, условиться, что есть сумма в 100 рублей, и составить список: шоколадка – 40 руб., ручка – 20 руб., конструктор или кукла – 70 руб., поход на детскую площадку – 100 руб. и др., и предложить ребёнку выбрать покупки так, чтобы уложиться в имеющуюся сумму. Или предложить придумать как можно больше идей, как сэкономить, – не оставлять в пустой комнате включённый свет, покупать товары по акции и др.

Юлия Зачёсова