19 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

700 лет спустя – мусульмане Сицилии

Сицилия в настоящее время – автономная область Италии, представляет собой остров с очень выгодным стратегическим положением в Средиземном море и крайне благоприятным климатом для жизни людей. Поэтому неудивительно, что первые поселения на Сицилии датируются ещё палеолитом. Древнейшее население острова было представлено сиканами (выходцы из неолитического населения Сицилии, древнейшее автохтонное население) и сикулами и элимцами («народами моря», пришедшими из Малой Азии).

Огромное влияние на регион оказала греческая культура. А с 535 года н. э. остров переходит под контроль Византии и на нём распространяется ортодоксальная ветвь Христианства. Впрочем, власть Византийского императора на острове оказалась непродолжительной, сам Константинополь страдал от внутренних противоречий. Чуть более чем через 100 лет, в 652 году, на Сицилии высаживается армия арабов под предводительством халифа Усмана ибн Аффана. Впрочем, в тот раз мусульмане не задержались долго на острове.

 Однако через несколько лет вся Северная Африка перешла в Ислам, в том числе и Карфаген. Создание сильного мусульманского флота в Карфагене позволяло мусульманам контролировать акваторию Средиземного моря, и проникновение Ислама на Сицилию стало лишь вопросом времени. В 700 году под арабское влияние переходит остров Пантеллерия, на полпути между Африкой и Сицилией, что дало возможность мусульманам периодически проникать на Сицилию как с военными операциями, так и с торговыми.

 Более того, постепенно на остров приходили знания о культуре и религии арабов. Этот паритет длился немногим более чем 150 лет. Активные попытки присоединения Сицилии к халифату начались после 826 года. В определённой степени они были связаны с тем, что часть высокопоставленных христиан начала принимать Ислам. 15 июля 827 года мусульманская армия под предводительством Асада ибн аль-Фурата одержала первую победу на Сицилии – около Мадзары. Несмотря на большое византийское войско, которое поддержал и венецианский флот, армия мусульман была сильнее, и остановить её продвижение смогла только разразившаяся эпидемия чумы.

 Несмотря на это, в 831 году арабам подчиняется Палермо, который стал мусульманской столицей острова. Однако полное подчинение острова мусульманам произошло примерно в течение века. Это в определённой степени доказывает то, что принятие Ислама сицилийским населением в большей части было добровольным и не связанным с военными действиями или насильственным принуждением.

 Поскольку ресурсы 
мусульман позволяли завоевать Сицилию и обратить людей в Ислам жёсткими методами гораздо быстрее. Династия Аглабидов правила Сицилией в 827–909 гг. Это была династия мусульмансуннитов, выходцев из Северной Африки. Население острова несколько выросло за счёт мигрантов из Иберии, Северной Африки и Ближнего Востока. Были назначены губернаторы и городские советы, поддерживался общественный порядок. Арабами были инициированы земельные реформы, которые быстро привели к увеличению производительности сельского хозяйства и росту мелких землевладений. Также были улучшены ирригационные системы. Арабы начали культивацию таких растений, как лимон, апельсин, сахарный тростник и миндаль.

 В 909–965 гг. в Сицилии правила шиитская династия Фатимидов. Затем Сицилия становится самостоятельным государством – Сицилийским эмиратом, и, возможно, именно его оторванность от больших исламских государств стала причиной его падения через некоторое время. Палермо, имея население около 300 тысяч человек, в Х веке стал самым густонаселённым городом Европы. Багдадский купец Ибн Хакал, посетивший его в 950 году, дал подробное описание города и его жителей. В частности, он упомянул о наличии большой соборной мечети (на её месте сейчас находится собор), правительственных сооружений, дворца халифа, множества городских мечетей, бань, магазинов и прочего.

 Арабский путешественник, поэт и географ Ибн Джубайр посетил Сицилийский эмират, который описал как красивейшее и утончённое место. Законы Ислама позволяли существовать на Сицилии крупным общинам христиан и евреев. Смешение древних культур, византийского искусства и арабской культуры (частично и североафриканской) позволило создать неповторимый дух сицилийского наследия, который и до сих пор актуален. С XI века начинается вторжение норманнов, которые в условиях ослабления Ислама на Сицилии стали одерживать победы.

 В 1091 году им сдались последние мусульманские анклавы, и Сицилийский эмират прекратил существование. Тем не менее, ещё в течение 100 лет арабский язык был одним из официальных языков государства норманнов, следы арабского находятся и в современном сицилийском языке. Большинство архитектурных памятников норманнов содержат элементы арабской архитектуры и прикладного искусства. Так сформировалась отдельная норманно-арабо-византийская культура.

 Вплоть до 1225 года мусульмане могли жить свободно и исповедовать свою религию среди христиан, строить мечети, работать в государственном аппарате и служить в армии. Однако после этого начались гонения, в несколько групп все мусульмане Сицилии были переселены на материковую Италию (кроме обратившихся в Христианство), в 1300 году все они были уничтожены. Только в 1970-х мусульмане начали возвращаться в Сицилию. В основном это были мигранты из Северной Африки и Ближнего Востока.

 В 1980 году была открыта первая мечеть на острове в городе Катания. Однако в Италии, гордящейся своим католицизмом, очень часто раздаются исламофобские лозунги и призывы. Многие ранее открытые мечети закрывают, а самих мусульман ущемляют в правах. Несмотря на то, что правительство Италии анонсирует необходимость в сотнях тысяч мигрантов, большинство из которых, вероятно, будут мусульманами, на уступки в деле исповедания мусульманами своей религии оно идёт очень неохотно. В аграрной Сицилии настроения менее воинственные, и противостояние не столь остро, поэтому мусульманам здесь живётся значительно комфортнее, чем в северной Италии. В 2012 году даже было анонсировано строительство новой большой мечети в городе Салеми.

ФАТИМА МАНЗУР
ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН