03 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Подготовка к сражению при Ухуде

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

По прошествии года подготовка мекканцев к сражению была завершена. В их распоряжении оказалось 3000 готовых идти в бой многобожников из числа курайшитов, их союзников. Предводители курайшитов посчитали необходимым взять с собой и женщин, что должно было побуждать их мужчин стоять насмерть, защищая свою честь и достоинство. 

У курайшитов было три тысячи верблюдов, 200 всадников, которые за всё время, проведённое в пути, не садились на своих коней, не желая их утомлять, и 700 панцирей (защитных приспособлений для туловища из холста, кожи или металла). Общее руководство вой-сками осуществлял Абу Суфьян бин Харб, кавалерией командовал Халид бин аль-Валид, помощником которого был Икрима бин Абу Джахль, а знаменосцами назначили людей из рода Бану Абд ад-Дар. Полностью подготовившись к походу, мекканская армия двинулась в сторону Медины. Жажда мести и гнев разжигали ненависть в сердцах, и одно это указывало на то, сколь жестоким будет бой. 

Разведка Пророка узнаёт о передвижениях врага 

Аль-Аббас бин Абд аль-Мутталиб رضي الله عنه следил за передвижениями и военными приготовлениями курайшитов, и когда их армия двинулась в путь, он срочно отправил Посланнику Аллаhа ﷺ послание, в котором было подробно изложено всё, что имело отношение к этой армии. Гонец поспешил в путь и двигался так быстро, что сумел преодолеть расстояние от Мекки до Медины всего за три дня, вручив послание Пророку ﷺ, когда он находился в мечети Куба. Убайй бин Кааб رضي الله عنه прочитал послание, и Посланник Аллаhа ﷺ велел ему хранить всё в тайне и тотчас же вернулся в Медину, где обменялся мнениями с предводителями мухаджиров (сподвижников Пророка ﷺ, переселенцев из Мекки) и ансаров (сподвижников из числа жителей Медины). 

Чрезвычайное положение в Медине 

Медина также провела в состоянии готовности к войне целый год. Мужчины, которые старались быть готовыми к любым неожиданностям, не расставались с оружием даже во время молитв. Группа ансаров, в составе которой были Саад бин Муаз رضي الله عنه, Усайд бин Худайр رضي الله عنه и Саад бин Убада رضي الله عنه, осуществляла охрану Пророка ﷺ, и они ночевали с оружием у дверей его дома. Другие вооружённые группы охраняли подходы к Медине, чтобы предотвратить возможность внезапного нападения. Кроме того, с целью наблюдения за передвижениями врага дозоры мусульман ездили по тем дорогам, которыми вероятнее всего могли воспользоваться курайшиты для нападения на мусульман.

Мекканская армия движется к Медине 

Мекканская армия продолжала свой путь, двигаясь по привычной главной западной дороге. Когда они достигли аль-Абвы, женщина по имени Хинд бинт Утба, жена Абу Суфьяна, предложила разрыть могилу матери Посланника Господа ﷺ, которая там находилась, однако предводители курайшитов отвергли это предложение, указав на пагубные последствия со стороны мусульман. После этого армия продолжала свой путь, пока не приблизилась к Медине. Мекканцы прошли по вади (сухому руслу реки) аль-Акик, а потом свернули направо и остановились посредине солончака у места под названием Айнайн близ горы Ухуд, расположенного к северу от Медины. Там в пятницу, 6-го числа месяца Шавваль 3-го года хиджры они разбили свой лагерь. 

Разработка плана обороны 

Разведка мединцев постоянно доставляла всё новые и новые донесения, последнее из которых касалось лагеря курайшитов. После этого Посланник Аллаhа ﷺ созвал высший военный совет, в ходе которого состоялся обмен мнениями относительно создавшегося положения. Пророк ﷺ сообщил собравшимся о сне, который он видел, сказав: «Поистине, я видел нечто благое, как резали коров, и я видел на острие своего меча зазубрину, и я также видел, как просунул свою руку в крепкий панцирь». Посланник Господа ﷺ растолковал этот сон, сказав, что коровы – это некоторые из его сподвижников, которым предстояло погибнуть, зазубрина на мече – гибель одного из членов его семьи, а панцирь – это Медина. После этого Пророк ﷺ сказал сподвижникам, что, по его мнению, им следует не покидать пределов Медины, а укрепиться в ней, указав, что если многобожники останутся в своём лагере, то останутся в наихудшем месте, и это не принесёт им пользы. А если они войдут в город, то мусульмане станут сражаться с ними на пересечениях улиц и узких переулков, а женщины будут помогать им, находясь на крышах домов. С этим мнением согласился главный лицемер Абдуллах бин Убайй бин Салюль, присутствовавший на совете в качестве одного из предводителей хазраджитов. Очевидно, что его согласие было обусловлено вовсе не тем обстоятельством, что этот план был правильным с военной точки зрения, а лишь его желанием быть как можно дальше от поля боя, но он хотел, чтобы об этом никто не догадывался. Всевышнему было угодно в первый раз показать всем верующим истинное лицо лицемеров и сбросить с них маску, за которой они скрывали своё неверие. 

Некоторые сподвижники Пророка ﷺ, которым не довелось принять участие в битве при Бадре, посоветовали выйти за пределы города и стали настаивать на этом, а кто-то из них даже сказал: «О Посланник Аллаhа ﷺ, мы ждали этого дня и просили об этом Всевышнего Творца, выходи же навстречу врагу, чтобы они не думали, что мы струсили». Во главе этих рвавшихся в бой людей находился дядя Посланника Аллаhа ﷺ, Хамза бин Абд аль-Мутталиб رضي الله عنه, который уже испробовал свой меч в бою при Бадре. Обращаясь к Пророку ﷺ, он сказал: «Клянусь Тем, Кто ниспослал тебе Откровение, я не притронусь к пище, пока не сражусь с ними своим мечом за пределами Медины». 

В конце концов, Пророк ﷺ отказался от своего мнения, согласившись с мнением большинства, после чего было принято решение выйти за пределы города и сразиться с врагом на открытом месте. 

Формирование отрядов мусульманского войска и его выдвижение на поле боя 

После этого Посланник Аллаhа ﷺ совершил с людьми пятничную молитву, обратился к ним с увещанием, велел им не жалеть сил, сказал, что победа будет зависеть от их стойкости, и приказал им хорошо подготовиться к встрече с врагом, и эти слова очень обрадовали людей. Через некоторое время он провёл послеобеденную молитву (аср), на которой присутствовало множество людей, так как в ней приняли участие жители близлежащих к Медине сёл. После этого Пророк ﷺ вернулся к себе домой вместе с Абу Бакром رضي الله عنه и Умаром رضي الله عنه, которые помогли ему повязать голову чалмой и одеться. Потом он взял своё оружие, надел два панциря и, опоясавшись мечом, вышел к людям. Саад бин Муаз رضي الله عنه и Усайд бин Худайр رضي الله عنه говорили людям, ожидавшим Пророка ﷺ: «Вы вынудили Посланника Аллаhа ﷺ выйти из города, не предоставив ему решать всё самому». Все они пожалели о том, что сделали, и когда он вышел из дома, сказали ему: «О Посланник Аллаhа ﷺ, мы не хотели противоречить тебе, делай же то, что считаешь нужным. Если ты желаешь оставаться в Медине, то мы все подчинимся тебе». На это Пророк ﷺ сказал: «Если уж я надел свои доспехи, то не пристало мне снимать их до тех пор, пока Аллаh ﷻ не рассудит меня с врагами».

(Продолжение следует.)
 

Адиль Ибрагимов