13 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Как помочь ребёнку, который не хочет учиться

Начинается второе полугодие учебного года. Для многих школьников будущее кажется беспросветным, ведь их ожидают долгие и унылые учебные будни,

на плечи ложится тяжёлый груз домашних заданий, контрольных, экзаменов. Как поддержать детей в этот период и стать для них надёжными проводниками в не всегда простом, но неизменно очень захватывающем путешествии к знаниям? 

Обычно самое первое, что приходит в голову родителям, желающим повысить успеваемость своих школьников, – взять их под жёсткий контроль. Однако постоянная «зубрёжка» под наблюдением взрослых может навсегда отбить у ребёнка стремление к знаниям. Стараясь избавиться от учебного гнёта, уставший ученик начнёт списывать, обманывать, отношения между ним и родителями-надзирателями перестанут быть тёплыми и доверительными. 

Но есть верный путь для того, чтобы по-настоящему заинтересовать ребёнка учёбой. Мотивация – вот компас, который поможет нашим юным путешественникам двигаться в нужном направлении. Она бывает положительной и отрицательной, внешней и внутренней. 

Внешняя мотивация – использование различных поощрений и вознаграждений. Она может быть как положительной, так и отрицательной. Например, ребёнок хорошо закончил четверть и получил в подарок велосипед. Отрицательная мотивация – закончил год с тройками, значит, не поедет в лагерь.

Внутренняя мотивация глубже – она связана с желанием действовать, чтобы добиться цели, относящейся к нематериальным ценностям. 

Стремление учиться на пятёрки, чтобы успешно сдать экзамены и поступить в университет на специальность своей мечты, – пример положительной внутренней мотивации. Отрицательная – школьник понимает, что если не будет стараться, то не сможет поступить в вуз на бюджетной основе. 
Самая продуктивная из всех приведённых видов мотивации – внутренняя положительная. Грандиозные проекты, великие поступки и свершения – за всем этим стоят люди с сильным внутренним стимулом. 

Внешняя мотивация не лучший способ для пробуждения в детях тяги к знаниям. Психолог Альфи Кон, автор книги «Наказание наградой», заявляет, что родители, поощряющие ребёнка лишь материальными ценностями, провоцируют его на самый простой, поверхностный способ решения поставленных задач. Отсюда желание списать домашнюю работу, а не решить самостоятельно. 

Как часто бывает в жизни, именно самый тернистый путь наиболее верный и ведёт к наивысшему успеху. Лучший способ заинтересовать ребёнка учёбой – влюбить его в процесс получения знаний. Для этого нужно предпринять несколько простых, но важных шагов.

Шаг 1: базовые потребности 

Все мы знаем, как тяжело сосредоточиться на работе и делать её с удовольствием, когда мы устали, что-то болит, беспокоит, хочется спать или есть. С учёбой дело обстоит так же. Нужно убедиться, что ребёнок сыт, спокоен, бодр, прежде чем сажать его за уроки. Большее влияние имеет рабочее место – эргономичный стул и удобный стол с хорошим освещением, органайзерами, стикерами, расписанием уроков. Даже если у ребёнка нет своей комнаты, такое рабочее место организовать не сложно. 

Шаг 2: ориентируйтесь на увлечения ребёнка 

Каждый родитель должен понимать, что же вызывает у его детей особый интерес, и поощрять их увлечение. Ребёнку нравится астрономия – постарайтесь вместе посетить планетарий, подарите ему карту звёздного неба. Он мечтает о карьере программиста – запишите его на качественные онлайн-курсы, тогда вместо бесцельного прозябания за компьютером он будет двигаться к своей цели.

Шаг 3: вдохновляйте 

Существует множество примеров, когда люди достигли желаемого, имея огромную внутреннюю мотивацию. Это спортсмены, бизнесмены, учёные, писатели, с юных лет поставившие перед собой определённую цель и двигающиеся к ней, не обращая внимания на финансовые трудности, мнение окружающих, свои падения и желание всё бросить. Изучайте вместе с детьми биографии таких выдающихся личностей. 

Шаг 4: ведите диалог 

Нам не всегда хочется вникать в вопросы, которые нам задают дети, проще бывает отмахнуться или сказать что-то невнятное. А ведь если мы рассказываем интересующую их информацию сосредоточенно, стараемся вместе дойти до истины, перепроверить все факты, то в детях закладывается привычка мыслить критически, анализировать события, быть открытыми и любознательными. А эти качества очень пригодятся им в процессе обучения. 

Шаг 5: правильное окружение 

Во многом нас формирует окружение – родственники, друзья. И чем старше становится ребёнок, тем важнее для него мнение сверстников. Родители не могут предугадать, с кем будет общаться их ребёнок, но могут постараться погрузить его в среду, где окажется много заинтересованных в развитии и учёбе ребят. Этому будут способствовать участие в конкурсах, олимпиадах, посещение секций и кружков. 

Шаг 6: учимся вместе 

Вне зависимости от того, сколько лет ребёнку, родители остаются для него примером для подражания. Подросток не проявляет этого внешне, но продолжает внимательно наблюдать за мамой и папой. Сейчас существует множество интересных курсов, которые родители могут пройти вместе с детьми, участвовать в вебинарах, создавать совместные творческие проекты. Это эффективный способ мотивировать ребёнка на стремление к новым знаниям и сблизиться с ним. 

Шаг 7: критика и похвала 

Нашим детям нужны похвала и критика. Важно избегать оценочных суждений («ты ужасно подготовился!»), эмоций («ты меня замучил своими тройками!»). Разбирать ошибки ребёнка надо используя логику и здравый смысл, вместе решать, как можно преодолеть трудности, с которыми он столкнулся. Хвалить тоже нужно правильно. Расскажите подробно, что вам нравится в работе ребёнка, его поступках. Старайтесь не использовать слово «самый», избегайте таких фраз, как: «ты очень умный!», «ты лучше всех!». 

Шаг 8: расставьте приоритеты 

Если ребёнку не интересна, например, химия, то не стоит выжимать из него все соки, заставляя добиваться идеальных результатов; ему достаточно знать минимум, не углубляясь в дебри нелюбимого и непонятного предмета. Лучше потратить дополнительное время и силы на предметы, которые его увлекают и могут стать фундаментом его будущей профессии. 

Шаг 9: не оскорбляйте! 

Иногда, пытаясь мотивировать ребёнка хорошо учиться, мы переходим все допустимые границы. Нельзя сравнивать своих сыновей и дочек с «детьми соседки». Многие из нас, взрослых, помнят эти фразы-призраки, доносящиеся до нас из детства: «вот Иванова на одни пятёрки учится, а ты почему так не можешь?», «у Патимат дети и на секции ходят, и дома помогают, а мои – лентяи, для чего я вас родила?!» Согласитесь, это не лучшие детские воспоминания, и в жизни нам такие сравнения ничем не помогли, но почему-то именно такие слова приходят на ум, когда мы критикуем за что-то своих детей. 

Ещё одна недопустимая форма общения с детьми – оскорбления. Слова имеют огромную силу воздействия, особенно если они сказаны близкими нам людьми. Даже если дети вас очень сильно расстроили, поступили в высшей степени неразумно, возьмите паузу, выдохните, не позвольте эмоциям взять над вами верх.

Если наши дочки и сыновья постоянно будут слышать от самых близких, что они глупые, неряшливые, несобранные, ленивые, то у них никогда не появится желания стать лучше. Опредёленная фраза может врезаться в память и стать установкой на всю жизнь. Получив двойку по контрольной, выслушав множество оскорблений от любимой мамы, ребёнок может просто опустить руки и в следующий раз даже не попробует добиться хорошего результата. Лучшее, что могут сделать любящие родители в такой ситуации, – поддержать, успокоить и вместе найти способ справиться с его неприятностями.
 

Вера Смирнова