05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.1.2024 (по Шафии)

1.Можно ли во время чтения суры «Аль-Фатиха» сделать маленькую остановку в середине слова?

Во время чтения суры «Аль-Фатиха» или другой суры или аята Корана необходимо соблюдать правила чтения Священного Корана, будь то удлинение, удвоение или следование остальным правилам, об обязательности которых единогласно мнение всех чтецов Корана.

Слово из Корана прерывать в середине нельзя, то есть произносить слово нужно до конца. Следовательно, маленькая остановка между буквами запрещена. Например, в слове «настаг1иин» делать паузу между буквой «син» и «та» запрещено.

(«Ианат ат-Талибин»)

 

2.Можно ли развестись, если муж убеждён, что после развода жена будет вести развратный образ жизни?

Если муж убеждён, что его супруга после развода будет вести развратный образ жизни, а брак с ним спасает её от греха прелюбодеяния, то давать ей развод не дозволено при условии, что сохранение брака ради этого не нанесёт ему большого вреда. Если же сохранение подобного брака сильно вредит ему, то ему необязательно сохранять такой брак.

(«Ианат ат-Талибин»)

 

3.Можно ли писать отзывы в интернет-магазине, например на товар или услугу, за вознаграждение?

Писать отзыв в определённом месте, например на форуме или под карточкой товара в интернет-магазине, дозволяется, если отзыв содержит соответствующую действительности информацию. Но если отзыв содержит в себе недостоверную информацию, как, например, описание несуществующих достоинств товара, или человек, который вообще не покупал определённый товар, пишет отзыв, утверждая, что приобрёл товар у этого продавца, и хвалит его товар или сервис, то это запрещено, так как это обман и введение в заблуждение потенциальных покупателей. Полученные за такую услугу деньги также запретны.

(«Аль-джамии ли ахкам иль-Куръан», «Аззаваджир ан иктираф аль-Кабаир»)

 

4.Каково отношение к милостыне, отданной богатым людям, и будет ли полноценное вознаграждение от Всевышнего за такую милостыню?

Давать милостыню богатым людям дозволено, и отдающему её записывается вознаграждение, но давать милостыню более нуждающимся предпочтительнее. Богатому человеку желательно отказываться от милостыни. Брать же милостыню богатому человеку, притворяясь малоимущим, нуждающимся, запрещено.

(«Аль-маджму шарх иль-Мухаззаб»)

 

5.Можно ли тому, кто вступил в намаз отдельно, совершить намерение последовать за имамом, будучи в намазе, и тем самым получить вознаграждение коллективного намаза? И как поступить, если после того, как человек вступил в намаз отдельно, находящиеся рядом начали совершать намаз коллективно?

Если человек вступил в намаз отдельно, ему разрешается в ходе намаза вступить в коллективную молитву, однако делать это нежелательно, и совершивший намаз таким образом не получает вознаграждения за коллективную молитву.

Если же после того, как он вступил в намаз отдельно, находящиеся рядом вступили в коллективный намаз, то молящемуся отдельно желательно изменить намерение обязательного намаза на желательный и завершить его двумя ракаатами, а после этого вступить в коллективный намаз. Другой вариант – он сразу же прерывает свою молитву и вступает в коллективный намаз. Более желательным является первый вариант, если для этого ему хватает времени.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани»)

 

6.Является ли условием клятвы произнесение её с возложением руки на Коран? Если да, то есть ли дополнительные штрафы за нарушение такой клятвы? Если нет, то почему в спорных случаях произносят клятву именно в такой форме?

Для действительности клятвы достаточно её произнесения. Произнесение клятвы с возложением руки на Божественное Писание не является обязательным условием для её действительности, и за её нарушение нет дополнительных штрафов, кроме обычного штрафа, предусмотренного за нарушение клятвы.

Что касается произнесения клятвы в подобных формах, то это делается для того, чтобы устрашить дающего клятву и чтобы он ответственно отнёсся к ней. И такие условности при произнесении клятвы в спорных вопросах являются желательными.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани»)

 

7.Обязан ли тот, кто получил денежные средства в подарок, распорядиться ими именно так, как желает даритель?

Если кто-то подарил другому денежные средства для определённых целей, то получатель обязан использовать их только на те цели, которые указал даритель. Однако следует также учесть намерение дарителя. Например, даритель говорит: «Я дарю тебе эти деньги, чтобы ты купил машину». В этом случае одаряемый обязан использовать подаренные средства на приобретение машины. Если же обстоятельства указывают на то, что даритель хоть и сказал, что дарит деньги на покупку машины, однако он имел в виду не приобретение конкретно машины, а облегчение условий жизни получателя, то деньги можно использовать на любые цели.

Примечание:

Если даритель изначально скажет: «Я дарю тебе эти деньги с условием, что ты купишь, например, машину», то договор дарения считается недействительным, поскольку данное условие препятствует переходу дарёного в собственность одаряемого.

(«Равдат ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж»)

 

8.Каково религиозное решение относительно поклона, который совершают спортсмены в некоторых видах спорта перед началом состязания?

В некоторых видах спорта, таких как дзюдо, каратэ и т. д., перед началом состязания спортсмены совершают приветственный поклон сопернику. Приветственный наклон головы считается нежелательным. Что касается приветствия наклоном туловища, то среди учёных имеется разногласие: согласно преобладающему мнению, это нежелательно, однако есть учёные, которые считают, что это не дозволено (харам).

(«Минхадж ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж»)

 

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии.

 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru

или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).