05 Мая
2024 года
поделиться

Очищение песком (таяммум)

Материал подготовлен согласно ханафитскому мазхабу

Лексическое значение слова «ат-таяммум» –  «стремление» и «желание», а его религиозное значение – использование пыли и того, что относится к категории «земля, глина», особым образом для совершения малого и большого омовения с намерением очищения.

Основой в этом являются слова Всевышнего (смысл комментария): «...А если вы больны (и не можете использовать воду) или находитесь в пути и кто-либо из вас справил нужду или вы имели (интимную) близость с женщинами, при этом не нашли воды (для малого или полного омовения), то совершите таяммум чистой землёй, протерев лицо (полностью) и руки (до локтей включительно)…» (сура «Аль-Маида», аят 6).

Если человек желает совершить омовение или купание, но не нашёл воды, или он путник и находится вне населённого пункта, или между ним и водой расстояние в милю или более, то он может совершить таяммум. Если больной опасается, что в результате использования воды его состояние ухудшится, и у него нет средств, чтобы согреть воду, то он также может совершить таяммум.

Автор книги «Аль-Бахр ар-Раик» пишет: «Знай, что дозволенность таяммума для того, кто нуждается в ритуальном купании, по мнению Абу Ханифы, обоснована тем, что он не может согреть воду, или у него нет денег, чтобы оплатить купание в бане населённого пункта, или у него нет одежды, которой он мог бы согреться, или нет места, где он мог бы укрыться». Также об этом сообщается в книге «Аль-Бадаи». Однако, как только представится возможность, следует вернуться к использованию воды.

Как совершать таяммум

Прежде всего нужно совершить намерение для выполнения малого или большого омовения, в зависимости от того, что имеет место, или вознамериться сделать для себя дозволенным намаз. Затем нужно ударить обеими ладонями по земле и протереть ими всё лицо, включая каждый волос. Во второй раз ударив ладонями по земле, протереть правую руку (включая локоть) левой рукой, начиная от кончиков пальцев и захватывая локтевой сустав. Так же протереть и левую руку.

Таяммум совершается одинаковым образом и для ритуального купания, и для обычного омовения.

Таяммум разрешается совершать с помощью чистой пыли и всего, что относится к категории «земля» (песок, гипс, известь, сурьма или камень, даже если он гладкий и на нём нет пыли). Обязательное условие – они должны быть чистыми (не наджасой), такого мнения придерживались Абу Ханифа и его ученик Мухаммад, а имам Абу Юсуф выразил мнение: «Разрешается совершать таяммум только пылью и песком, исключая всё другое из земли, но при условии, что они чистые».

Если в результате обрушения дома или ветреной погоды ваше лицо и руки покрылись пылью, то это не будет считаться таяммумом, так как у вас не было намерения на его совершение, что является обязательным (фард) условием.

Однако, например, если человек нырнёт в воду, не сделав намерения, то тем самым исполнится полное ритуальное купание. А в случае если дождь намочит все части тела, омываемые при частичном омовении (по ним протечёт вода), и человек проведёт рукой по голове, то этого будет достаточно в качестве малого омовения. Это объясняется тем, что намерение на большое и малое омовение не является обязательным (фард) условием, а относится к желательному (сунна).

После совершения таяммума разрешается выполнять любые намазы, как предписанные (фарзы), так и добровольные (сунна). Также разрешается совершать всё, что можно после полного купания или малого омовения: прикасаться к Корану и читать его, входить в мечеть, совершать таваф и т. д.

Кому разрешено совершать таяммум

Совершать таяммум разрешается здоровому и не являющемуся путником человеку, даже если у него есть вода и человек в состоянии достать её, в следующих случаях:

1. Если принесли, чтобы омыть, тело умершего и человек не является его близким родственником, то он вправе вместо мытья тела умершего совершить ему таяммум.

2. Если есть опасение, что, занявшись омовением, он не успеет совершить джаназа-намаз.

3. Если он пришёл на праздничный намаз (Ураза- или Курбан-байрам) и опасается, что, занявшись омовением,  может пропустить коллективный праздничный намаз.

Кому не разрешено совершать таяммум

1. Если человек пришёл на пятничный намаз без омовения и боится, что, начав его выполнять, он опоздает на намаз, то омовение ему разрешается совершить лишь водой, после чего он должен присоединиться к пятничному намазу, который читает имам. Если он не успеет на пятничный намаз, то должен совершить обеденный намаз (зухр) в четыре ракаата.

2. Если времени осталось настолько мало, что если совершить частичное омовение, то время намаза пройдёт и он не успеет совершить его. Например, тому, кто проснулся перед самым восходом солнца, и времени недостаточно и для омовения, и для намаза, не разрешается выполнение таяммума, он обязан совершить омовение водой.

3. Если необходимо совершить полное купание, то также, несмотря на то, что время намаза выходит, нужно совершить купание водой. К примеру, если человек проснулся перед восходом солнца, он совершит купание, и если не успел до восхода солнца, то он дожидается, пока солнце поднимется на высоту копья, и после этого возмещает пропущенный намаз. Это объясняется тем, что недостаточность времени не является уважительной причиной для разрешения совершить таяммум.

Решения, связанные с таяммумом

Тот, кто не нашёл воды, но надеется, что найдёт её в самом конце времени намаза, не обязан откладывать его совершение, однако для него предпочтительнее отложить намаз до завершения его времени, и если найдёт воду, то должен совершить омовение, а если нет, то – таяммум.

Если путник забыл воду в своей поклаже, которую положил туда либо сам, либо кто-либо другой по его поручению, и, выполнив таяммум, совершил намаз, но потом вспомнил о воде, когда время намаза ещё не истекло, то он не обязан возобновлять намаз. Такого мнения придерживались имамы Абу Ханифа и Мухаммад, а имам Абу Юсуф сказал, что такой намаз необходимо совершить заново.

Если человек находится в пути и у него нет воды, то он не обязан искать воду, если не уверен в том, что она находится близко от него. Однако если у него преобладает уверенность, что где-то близко есть вода, то ему нельзя совершать таяммум, пока он не предпримет попытки найти воду.

Если человек находится в пути и у него нет воды, но она есть у его товарищей, то он обязан попросить её у них. Если они решат продать её по стоимости, на которую обычно соглашаются люди, или дадут бесплатно, то он должен совершить омовение водой, а если откажут или продают по цене дороже, чем обычно, то – таяммум.

(«Мухтасар аль-Кудури»)

(Продолжение следует.)

Полосу подготовил Мухаммад-Фарук Азимов