Достоинство месяца Раджаб
Именно в этом месяце Всевышний возвеличил Своего Пророка Мухаммада ﷺ одним из величайших знамений, таким как Исра и Ми’радж (перенесение Пророка ﷺ за одну ночь из Мекки в Иерусалим и оттуда вознесение на небеса).
Месяц Раджаб также относится к одному из четырёх запретных месяцев (ашхур аль-хурум). Данный запрет на ведение войн действовал ещё со времён пророков Ибрахима (Авраама) u и его сына Исмаила (Измаиля) u. Следуя учению предыдущих пророков, арабы ещё до ниспослания пророчества Мухаммаду r также отказывались от различных войн и конфликтов.
В одном из аятов Корана говорится (смысл комментария): «Поистине, число месяцев у Аллаhа ﷻ (в году) – двенадцать, и это было записано в Книге Аллаhа ﷻ (в Хранимой скрижали) в тот день, когда Он сотворил небеса и землю. Четыре (месяца) из них – запретные (Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб). Это правильная религия, поэтому не будьте в них (в эти месяцы) несправедливы к самим себе (совершая грехи)…» (сура «Ат-Тавба», аят 36).
Это повеление о запрете войн, согласно мнению большинства учёных, было отменено, и запретность этих месяцев стала означать особую награду за соблюдение в них покорности Всевышнему и отказ от совершения грехов.
В месяц Раджаб, как и в любой из запретных месяцев, желательно соблюдение поста, ибо Пророк ﷺ в своём достоверном хадисе сказал: «Постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся (повторяя это веление три раза)» (Абу Давуд).
Имам аль-Хатыб аш-Ширбини по этому поводу в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет следующее: «Лучшими месяцами для поста после Рамадана являются запретные месяцы (ашхур аль-хурум), а из них самым достойным является месяц Мухаррам (первый месяц года лунного календаря), согласно хадису: «Лучшим постом после месяца Рамадан является пост в запретном месяце Аллаhа ﷻ Мухаррам» (Муслим). После него лучшим месяцем по достоинству соблюдения поста считается Раджаб, и далее идут другие запретные месяцы (Зуль-Каада и Зуль-Хиджа)».
В месяц Раджаб также желательно совершать жертвоприношение, называемое «атира», – это жертвоприношение, совершаемое в первые десять дней месяца Раджаб, а также в другие месяцы.
Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет, что совершение атира является желательным, поскольку об этом свидетельствуют достоверные хадисы, как это разъяснил имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму».
Желательно также совершить жертвоприношение «фараа» – закалывание первого приплода, отлучившегося от матери, как предзнаменование того, что это животное (мать) будет благодатным и даст большое потомство.
Совершение обоих жертвоприношений является желательным, так как целью является раздача мяса нуждающимся.
Месяц Раджаб является предвестником наступления благословенного месяца Рамадан. И Посланник Аллаhа ﷺ, увидев новолуние месяца Раджаб, воодушевлённо читал следующую молитву: «О Аллаh ﷻ, даруй нам благословение в месяцы Раджаб и Шаабан и дай нам встретить Рамадан» (ат-Табарани).
Да одарит нас Всевышний Господь милостью достойно провести месяц Раджаб, проявляя усердие в поклонении Всевышнему, соблюдая пост и раздавая милостыню всем нуждающимся. Амин!
Адиль Ибрагимов