11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Экспедиции под командованием Пророка ﷺ

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Этот поход, состоявшийся в месяце Мухаррам 3-го года хиджры (мусульманского летоисчисления), стал крупнейшей военной экспедицией мусульман под командованием Пророка  перед Битвой при Ухуде. Причиной его послужило то, что разведчики доложили о концентрации крупных сил племён Бану Сааляба и Бану Мухариб, намеревавшихся совершить набег на предместья Медины.

Посланник Аллаhа ﷺ призвал мусульман к походу и двинулся к ним навстречу во главе четырёх с половиной сотен всадников и пеших бойцов, оставив в Медине за старшего Усмана бин Аффана رضي الله عنه. В пути они захватили человека из племени Бану Сааляба – Джаббара. Пророк ﷺ призвал его к Исламу, и он с радостью уверовал. Посланник Господа ﷺ велел Билялу رضي الله عنه опекать Джаббара, и он стал проводником мусульманской армии на вражеской территории. Узнав о появлении армии из Медины, враги рассыпались по горным вершинам. Пророк ﷺ привёл своих воинов к месту сбора Бану Сааляба, у колодца Зу Амр, и оставался там в течение всего месяца Сафар, а потом вернулся в Медину. Всё это время племена арабов могли лицезреть мощь и величие Посланника Господа ﷺ.

Поход на Бухран

Такое название получил большой боевой дозор, состоявший из трёхсот бойцов, которых Посланник Аллаhа ﷺ повёл к месту под названием Бухран в месяце Раби ас-Сани 3-го года хиджры. Так назывался рудник в Хиджазе, расположенный в районе аль-Фара. Там Пророк ﷺ провёл два месяца, а потом вернулся в Медину, так ни с кем и не вступив в бой.

Сообщается, что во время этого похода человек по имени Даасур или Гаурас аль-Мухариби предпринял попытку покушения на жизнь Пророка ﷺ, однако на самом деле это случилось во время другой кампании. Источники по-разному объясняют причины этого похода. По некоторым сообщениям, разведка Медины доложила Посланнику Аллаhа ﷺ, что племя Бану Салим концентрирует крупные силы для набега на Медину или её окрестности. По другим же сообщениям, сам Пророк ﷺ двинулся на курайшитов.

Поход Зайда бин Харисы

Это был последний и наиболее успешный боевой дозор перед Битвой при Ухуде. Мусульмане выступили из Медины для его осуществления в месяце Джумада аль-Ахира в 3-м году хиджры. Необходимость осуществления этого мероприятия была вызвана тем, что после поражения при Бадре курайшиты всё ещё продолжали испытывать беспокойство и волнение. Между тем настало лето, и приблизилось время отправки их торгового каравана в Шам (ныне территория Сирии и близлежащих государств), что добавило им забот. Сафван бин Умайя, которого курайшиты в том году поставили во главе этого каравана, сказал им: «Мухаммад ﷺи его товарищи мешают нашей торговле, и мы не знаем, что нам с ними делать, ведь они не покидают побережья! Он заключил мир с живущими там людьми, многие из них присоединились к нему, и мы не знаем, каким путём нам идти! Если же мы останемся дома, то начнём проедать свой капитал, и скоро от него ничего не останется, ведь, поистине, наша жизнь зависит от торговли с Шамом летом и с Эфиопией – зимой!» После этого они стали обсуждать этот вопрос, и аль-Асвад бин Абд аль-Мутталиб сказал Сафвану: «Оставь дорогу вдоль берега и двигайся в сторону Ирака». После чего аль-Асвад посоветовал Сафвану взять в проводники Фурата бин Хайяна из племени Бану Бакр бин Ваиль, который во время этого путешествия должен был также заниматься для него разведкой. И караван курайшитов, ведомый Сафваном бин Умайей, двинулся в путь по новому маршруту, но, несмотря на это, известия о караване и о его маршруте дошли до Медины.

Дело было так: Салит бин ан-Нуман رضي الله عنه, который принял Ислам, встретился с Нуаймом бин Мас,удом аль-Ашджаи, тогда ещё не являвшимся мусульманином, и они выпили вина (это случилось ещё до того, как было ниспослано откровение о запрете вина). Когда оно оказало своё воздействие на Нуайма, тот подробно рассказал Салиту о караване и пути его следования, после чего Салит поспешил к Посланнику Аллаhа ﷺ и всё передал ему.

Пророк ﷺ сразу же собрал отряд из ста всадников, во главе которого поставил Зайда бин Харису аль-Кальби رضي الله عنه. Зайд поспешил в путь и среди бела дня неожиданно напал на караван курайшитов, расположившийся на отдых у источника воды в месте, которое называется Карда. В результате весь караван был захвачен, а Сафван и охрана каравана бежали, не оказав никакого сопротивления. Мусульмане взяли в плен проводника каравана Фурата бин Хайяна. Взяв пятую часть добычи, Посланник Аллаhа ﷺ разделил остальное между участниками похода, а Фурат бин Хайян принял Ислам по призыву Пророка r и в его присутствии.

Это стало ещё одним тяжким ударом, поразившим курайшитов после Битвы при Бадре, вследствие чего их обеспокоенность и озабоченность усилились. Теперь для них оставалось только два пути: либо отказаться от своего высокомерия и заносчивости и пойти на примирение с мусульманами, либо начать широкомасштабную войну ради возвращения былой славы и уничтожения военного потенциала мусульман, чтобы лишить их какого бы то ни было влияния. Мекканцы выбрали второй путь и с ещё большим упорством стали стремиться к отмщению и готовиться к крупному сражению с мусульманами, разрабатывая планы нападения на них в их домах. Всё это и другие упоминавшиеся ранее события стали частью серьёзной подготовки к Битве при Ухуде.

Битва при Ухуде

Мекка кипела от гнева на мусульман, что было вызвано горечью поражения и гибелью её лучших воинов и знатных людей. Мекканцы были охвачены жаждой мести, и курайшиты даже запрещали оплакивать убитых и не разрешали сразу же отдавать выкуп за пленных, чтобы мусульмане не поняли, до какой степени они были опечалены. После Битвы при Бадре курайшиты договорились между собой начать против мусульман широкомасштабную войну, надеясь с её помощью дать выход своему гневу и ненависти, и стали готовиться к сражению, подобному Битве при Бадре. Наибольшую активность и рвение в подготовке этого сражения проявляли Икрима бин Абу Джахль, Сафван бин Умайя, Абу Суфьян бин Харб и Абдуллах бин Абу Рабиа. С этой целью они наложили руку на тот караван, который удалось спасти Абу Суфьяну и который стал причиной Битвы при Бадре. Тем людям, чьё имущество находилось в этом караване, заявили: «О курайшиты, поистине, Мухаммад ﷺ нанёс вам обиду и убил лучших из вас, так помогите же нам этим имуществом вести против него войну, и, может быть, мы сумеем отомстить ему!» Они ответили согласием и продали оценивавшееся в пятьдесят тысяч динаров имущество, которое перевозила тысяча верблюдов. Всевышний Аллаh ниспослал по этому поводу аят (смысл комментария): «Поистине, неверующие расходуют своё имущество на то, чтобы сбивать (людей) с пути Аллаhа . Они израсходуют его, а затем пожалеют об этом (увидев, что все их затраты не дали никакого результата), а позже потерпят поражение (уже в этой жизни), и (в вечной жизни) неверующие будут собраны в Аду (для мучительного наказания)» (сура «Аль-Анфаль», аят 36).

После этого они стали призывать добровольцев, желающих принять участие в походе на мусульман, и обращаться к племенам Ахабиш, Кинана и жителям Тихамы, всячески побуждая их к этому. Сафван бин Умайя даже привлёк к этому попавшего в плен в Битве при Бадре поэта Абу Иззу. Пророк ﷺ оказал ему милость, отпустив его на свободу без выкупа в обмен на обещание ничего не предпринимать против него. Сафван подбил этого поэта на то, чтобы он подстрекал племена против мусульман, пообещав ему озолотить его, если он вернётся из похода живым, а если нет – позаботиться о его дочерях. И Абу Изза стал подстрекать на это племена своими стихами, разжигавшими в людях гнев. Кроме того, курайшиты привлекли к этому и другого поэта – Мусафи бин Абд Манафа аль-Джумахи.

 

(Продолжение следует.)

Адиль Ибрагимов