11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

«Слово пацана», которого нет…

«Парни, которые творили в 90-х беспредел, росли на добрых и правильных советских мультфильмах, книгах, фильмах…»

Сериал, о котором говорят из каждого «утюга», напомнил нам о временах позднего СССР, когда, по справедливому замечанию одного из рецензентов фильма, «школа и улица были двумя разными вселенными» и «пока в школе все притворялись, что ничего не происходит, а советская жизнь планомерно движется к светлому будущему, на улице полным ходом шла криминальная революция».

А замечание другого рецензента мы вообще вывели в эпиграф статьи: «Парни, которые творили в 90-х беспредел, росли на добрых и правильных советских мульт-фильмах, книгах, фильмах…» Скажу больше, некоторые из них имели партийные билеты, работали в органах или спецслужбах, были известными людьми, спокойно гуляли по коридорам власти. Очевидно, для того чтобы вырасти хорошим человеком, недостаточно просто смотреть добрые мультики и быть пионером.

И сегодня школа и улица – две разные вселенные. Единственная разница, что у современного молодого человека, в отличие от его сверстника из 80–90-х, много «вселенных», где он проводит своё время. В интернете и социальных сетях их сотни и тысячи. В каждом свой мир, взгляды на добро и зло, увлечения и то, как они проявляются в реальной жизни юноши, в его отношениях с родителями и сверстниками, с Богом и, наконец, с самим собой.

Знаете, некоторые говорят, что сериал «Слово пацана» – это о некоем запросе на справедливость. Вот ребята собрались в уличные группировки, чтобы их не обижали такие же хулиганы из другого района.

И все эти жестокие потасовки, драки, травля слабых сильными, гибель в подобных разборках молодых людей – всё это потому, что «не мы такие, а жизнь такая».

Правда, внимательно приглядевшись, мы увидим: если что и объединяет всех этих молодых людей, так это всё что угодно, но только не запрос на справедливость. Кругом ложь, порочность и бессовестность.

С первой же серии два главных героя сдружились на позорном деле – вместе украли одежду из магазина. Они не умирали с голоду, им не нужны были деньги на лечение матери, они не возвращали несправедливо отнятое у других а-ля Робин Гудов.

Нет, просто ради своей прихоти своровали товар у женщины из-под прилавка и сделали несчастным другого человека. А ведь на чужом несчастье своего счастья не построишь.

И вот автор кино показывает нам, как этот же мальчик звонит в скорую и пытается спасти заснувшего в снегу пьяницу. Да, он пару кадров назад отнял деньги у слабого сверстника, другого просто избил, и вот уже ворует из магазина, но зато он, можно сказать, спас жизнь человеку, не дал ему замёрзнуть, вызвал скорую. Он хороший, как бы пытаются нам сказать, только немного своеобразный.

Но мы-то знаем, ничего по-настоящему мужского, геройского в том, чтобы воровать, тем более у женщины, неспособной дать тебе отпор, нет, не было и никогда не будет. Как и нет ничего выдающегося в том, чтобы помочь встать на ноги упавшему на улице человеку, пусть даже он пьян.

Представлять такого рода хулиганов как людей, имеющих некое мужское достоинство, «слово пацана», которое якобы для них свято, в то время как они совершают низкие и омерзительные поступки, могут только психически нездоровые люди или те, кому нравится, как над ними или их родными издеваются.

И как бы ни старались все создатели и спонсоры обелить бандитов или тех, кто пытается на них походить, создать вокруг них ауру блатной романтики, наделить хулиганов каким-то своеобразным кодексом справедливости, при встрече с ними в реальности они первыми отрекутся от своих героев и их проявлений «благородства», побежав писать на них заявление в полицию.

Роберт Курбанов