09 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Берегите родной язык!

Гибель языка несёт за собой утрату культурного наследия человечества. Гибель языка – трагическое явление сегодняшнего дня.

Сегодня на нашей необъятной планете насчитывается порядка шести тысяч языков. Исследователи предполагают, что к концу 21-го столетия останется половина. Многие языки находятся под угрозой вымирания, потому что исчезают коренные народы. Печальный факт. 

Издавна древние племена общались на самобытных языках, которые передавались из уст в уста и не имели письменности. В условиях современности этим племенам выжить крайне сложно. А с исчезновением коренных жителей пропадают и языки. За этим следует потеря культурного наследия. 

Изучая на уроках родного языка тему «Неологизмы и архаизмы», мы объясняем ученикам, что неологизмы – рождение новых слов, которые заимствуются из других языков, появляются в результате научного прогресса или придумываются конкретными людьми, чаще всего писателями; архаизмы – устаревшие слова, которые в современной речи заменены синонимами. Благодаря изучению архаизмов мы узнаём интересные исторические факты, а также чем и как занимались наши предки. А слова-историзмы помогают нам раскрывать много древних обычаев, традиций, связанных с нашими предками. 

Стареют люди, устаревают слова, на смену приходят новые, связанные с веком цивилизации. И человек, охваченный потоком новой информации, откладывает на второй план изучение родного языка. Ему достаточно знать разговорный язык, чтобы общаться со старшим поколением: бабушкой, дедушкой. А затем молодёжь покидает родные места, где общалась на собственном диалекте, прибывает в цивилизованные города. И здесь начинает общаться только на русском, а родной язык потихоньку уходит в небытие. 

Сегодня нам, поглощённым своими телефонами, не до родного языка.

«Моя сокровенная мечта»

Недавно прочла в интернете статью Натальи Родионовой, которая затрагивает до глубины души: «Эта история случилась в семье одной школьной учительницы. Всё случилось, когда, придя домой, учительница русского языка и литературы открыла очередную тетрадь, чтобы проверить домашнее задание. В какой-то момент она обхватила голову руками, эмоции переполняли всё её существо, она уже не могла сдержать слёзы, не могла произнести ни слова, плач душил её, это был момент, когда время остановилось. Её супруг находился рядом и, казалось, абстрагировался от всего, он пребывал в своём телефоне, ничего, казалось бы, не могло отвлечь его от этого процесса. Но, повернув голову и увидев жену в таком состоянии, он, пребывая в недоумении, не решался задать вопрос: «Что происходит?»

Не убирая телефона и не отводя глаз от дисплея, спустя какое-то время он всё-таки спросил, что послужило причиной такого поведения. Подняв заплаканные глаза, супруга посмотрела на мужа и сказала, что сейчас проверяла домашнее задание своих учеников – маленькое эссе на тему «Моя сокровенная мечта». Супруг, недоумевая и отметив про себя странность поведения жены, без особого интереса и участия всё-таки продолжил разговор, чтобы выяснить, что же вызвало такую бурную реакцию. Супруга ответила, что последнее эссе перевернуло весь её мир. Отложив телефон в сторону, супруг попросил рассказать подробнее, некое волнение отразилось на его лице, и он заинтересовался тем самым эссе, которое довело его супругу до такого состояния, и попросил прочесть его. 

В сочинении было следующее: «Моя самая заветная мечта – быть телефоном родителей. Мои мама и папа очень любят телефоны, это их любимые устройства, они так много времени проводят с ними, я вижу, как они делятся с телефоном всем. Общение со мной не доставляет им такого удовольствия, они часами могут не замечать меня. Когда я прошу папу поиграть со мной в какую-нибудь игру, он говорит, что только не сегодня, потому что был тяжёлый день и он очень устал. Но я вижу, как он берёт в руки свой телефон – и вся усталость проходит, он может так просидеть часами. Когда мама занята своими делами, но знает, что я уже больше часа жду, чтобы она уделила мне немного времени, и вдруг раздаётся звонок по телефону, она забывает обо мне. И не прервёт разговор, даже если я заплачу. Мои родители читают, играют в игры, они очень дорожат своими телефонами и заботятся о них. Всех моих просьб побыть вместе они не замечают, потому что в телефоне есть более важные вещи, чем я. Когда прошу маму поговорить со мной, потому что хочу сказать ей что-то важное, она всегда говорит, что немного позже, сейчас очень занята, а в руках у неё телефон. Поэтому я хочу стать телефоном, чтобы быть рядом со своими любимыми родителями».
Женщина дочитала и посмотрела на мужа. Она не ожидала такой реакции: он был взволнован, в глазах читалась боль, он сопереживал этому мальчугану. Супруг посмотрел на жену и сказал: «Как бы я хотел сейчас обнять этого парня». Жена подняла красные от слёз глаза и ответила:
«Ты можешь сделать это прямо сейчас – это написал наш сын».

Стоит задуматься… А ведь языки – это не только инструмент общения. Благодаря родному языку мы с первых дней своей жизни познаём мир, слышим

колыбельные песни, ласковые слова, стараемся понять глубокий смысл народных поговорок, пословиц. Язык каждого отдельно взятого народа – целое достояние. Как же, не зная родного языка, мы можем называть себя представителями своего народа? Только хорошее знание языка даст нам возможность читать и понимать родную литературу, газеты и журналы, передачи на родных языках. Нет языка – нет народа. Такова сегодня наша общая беда: дети плохо начали говорить на родном языке, а то и вовсе забывают его. Если так будет продолжаться, мы можем потерять самое ценное – мудрость и знания, оставленные нам предками.

Как уберечь народное достояние?

Что же делать, чтобы сохранить родной язык во всей его красе? В первую очередь родители сами должны быть заинтересованы в сохранении языка. Постоянное желание разговаривать на родном языке среди членов своей семьи, родственников, друзей убережёт его от исчезновения. 
Посмотрите, сколько прекрасных звёзд на небе, так же многообразны и прекрасны языки народов мира. Поэтому социальные сети можно смело использовать для сохранения этих красивых языков. Благодаря интернет-платформам, таким как YouTube, «ВКонтакте», Telegram, WhatsApр, можно создать канал, группу. С помощью этих групп можно обмениваться выражениями или высказываниями, пословицы по темам, заучивать новые слова. Конечно, очень многое мы узнаём по телевидению, радио на родных языках, но когда мы сами непосредственно создаём полезные группы, чтобы совершенствовать свои знания по языку, от этого польза будет максимальной. А если у нас ведутся уроки родного языка и литературы – это счастье, желание посещать их должно быть сильным, и эту любовь, конечно же, прививает учитель родного языка. Повезло ученику, который попадёт к учителю-патриоту – тот сумеет вдохнуть в него живительную влагу родной речи. 

К родному языку все мы должны относиться с особым уважением, ведь он хранит культуру и память предков, и наша святая обязанность – сохранить его и передать следующему поколению. 
 

Салимет Майлыбаева