Клиповое мышление
а лоток яиц в холодильнике не символизировал зажиточность семьи, мы могли без проблем удерживать внимание на необходимом и впитывать новые знания с максимальной пользой для себя.
Люди читали газеты, покупали книги, посещали лекции, постоянно испытывали нехватку источников качественной информации и – были счастливы!
Однако, как известно, ничто не вечно под луной, и те золотые времена незаметно канули в Лету, а тем, кто успел их застать, до сих пор приходится уверять себя, что это был не сон. Сегодня картина нашего мировосприятия изменилась настолько, насколько вообще могла измениться, и когда-то базовый навык стал такой же редкостью, как амурский тигр.
Сегодняшняя молодёжь испытывает жёсткие проблемы с концентрацией внимания, и проблема эта именуется не иначе как клиповое мышление.
What’s this?
Сам термин появился не вчера, а стал «юзабельным» ещё в дремучие 90-е годы, когда на смену статичной картинке по ящику пришли клипы и реклама с динамичной нарезкой.
Корни же самого термина лежат ещё глубже, а именно в понятии «клиповой культуры», которое ввёл в обиход известный социолог Элвин Тоффлер в своём труде под названием «Третья волна» 1980 года.
Ну а дальше всё стало увеличиваться как снежный ком. Сумасшедшая популярность интернета и в особенности соцсетей, где можно целыми днями обновлять ленту и прыгать по ссылкам, этому максимально способствовала.
На сегодняшний день хронометраж большинства контента на том же YouTube не превышает 15 минут, и кажется, что это максимум, на что способны олды из числа пользователей.
В своё время «Ютьюбу» нехило утёрла нос запрещённая в России соцсеть, а ей, в свою очередь, подрезал крылья «ТикТок». Естественно, смотреть со стороны, как другие рубят капусту, «Ютьюб» не стал и создал свой клон рилсов под названием «шортс». Ситуация более-менее выровнялась, а фокус и концентрация современной молодёжи уже окончательно застолбились на отметке менее одной минуты.
Клиповое мышление часто ассоциируют непосредственно с зависимостью от гаджетов, которые по сути и породили создание социальных сетей и коротких, но бессмысленных видео. На сегодня клиповое мышление считается одной из главных проблем нового поколения, ведь по сути эта «тенденция» существенно тормозит процесс обучения и реально мешает целостному восприятию информации.
Оглянись вокруг
Если же заглянуть чуть глубже, то можно понять, что с началом индустриализации (и, как следствие, автоматизации всех процессов) мы также стали частью этой постоянно ускоряющейся системы.
Сегодня от нас требуют действовать максимально быстро и чётко, выдавая при этом максимум эффективности.
К сожалению, эта динамика в корне повлияла и на наше мышление.
Минусы
1. Слабая концентрация.
Ну согласитесь, сложно сосредоточиться на чём-то одном (дочитать длиннющий текст, дослушать интервью или посмотреть видео более 10 минут), ни на что при этом не отвлекаясь. Людям с клиповым мышлением (а таких, сами понимаете, большинство) тяжко справляться с работой, которая требует усидчивости, и выполнять денно и нощно рутинные операции.
2. Поверхностное восприятие.
Это звоночек оттого, что мы не способны, как раньше, анализировать полученную информацию и выжимать из неё глубокие выводы.
3. Трудности в обучении и усвоении новой информации.
Это особенно актуально для студентов и школьников, чья учёба построена на довольно консервативных методах и предусматривает пассивное восприятие знаний: чтение, аудио и зубрёжка.
4. Подверженность манипуляциям извне.
Толком не успев проанализировать полученную информацию и принять взвешенное решение, мы не способны воспринимать информацию с критической точки зрения.
Этим активно злоупотребляют рекламные компании и маркетологи, которые максимально воздействуют на наши эмоции и побуждают нас к импульсивным тратам.
Итог
Всё возвращается к тому, что нужно сознательно вырабатывать в себе такую черту, как осознанность. И не следовать трендам только потому, что «так делают все».
Но это уже совсем другая история, друзья.
Камаль Магомедов