05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 01.12.2023 (по Шафии)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).

1.Имеет ли женщина право после развода требовать компенсации от мужа, который за период совместной жизни жил за счёт средств супруги?

Если муж жил за счёт средств жены, а она словесно не давала согласия с этим обстоятельством, то муж обязан возместить потраченные на него средства. Если муж будет утверждать, что расходовал средства супруги с её согласия, он обязан доказать это, предоставив свидетелей. Если не сможет привести свидетелей, то посредством клятвы оправдывают жену в том, что она не была согласна или не разрешала мужу расходовать на себя её средства.

Иначе говоря, если жена потребует компенсации, а муж не сможет доказать, что он расходовал средства супруги с её согласия, то он обязан будет компенсировать ей расходы после её клятвы в том, что она не была согласна на безвозмездное содержание мужа.

(«Аль-фатава аль-муътамада», «Тухфат аль-Мухтадж», Хашия аш-Ширвани)

2.Нужно ли выплачивать закят с мёда, если пчёлы дают его более ста кг в год?

Согласно достоверному мнению, мёд не относится к категории имущества, которое облагается закятом по своему происхождению (закят аль-айн). Следовательно, в основе своей мёд закятом не облагается.

С мёда, так же как и с других видов имущества, закят выплачивается только в том случае, если он является предметом торговли. Например, если человек купил определённое количество мёда с намерением вести торговлю, то по истечении года по лунному календарю (354–355 дней) ему необходимо выплатить 2,5 % от его общей стоимости при условии, что в конце торгового года стоимость товара достигнет нисаба (стоимость 85 г золота).

(«Аль-маджму», шарх аль-Мухаззаб, «Хашияат-Тармаси»)

3.Если человек взял что-либо в безвозмездное пользование и оно испортилось в его руках, нужно ли возмещать хозяину ущерб?

Амортизация того, что было получено в безвозмездное использование, не возмещается, поскольку именно в этом и заключается суть передачи предмета в безвозмездное пользование.

Если то, что было взято в безвозмездное пользование, придёт в негодность, то человек, который взял его, обязан возместить его из расчёта стоимости на день порчи. Предмет безвозмездного договора подлежит возмещению, даже если он придёт в негодность без упущения или халатности со стороны того, кто его взял.

Доводом к этому служит хадис Пророка ﷺ, где он сказал в день Хунайна сподвижнику Сафвану رضي الله عنه, что кольчуги являются ариятом (взятыми на безвозмездное пользование), который нужно возмещать.

Однако условием для возмещения является порча, доведение предмета безвозмездного договора в негодность не во время его использования по назначению. Например, машину, которую взяли на временное пользование, угнали. В таком случае её необходимо возместить. А если она пришла в негодность во время её эксплуатации по назначению, тогда возмещать не нужно. Например, во время езды испортился двигатель машины из-за естественной выработки ресурса. В этом случае компенсировать ущерб не нужно.

(«Ианат ат-Талибин»)

4.Дозволено ли женщине учиться ездить верхом, если тренер – женщина или мужчина-махрам (муж или близкий родственник, за которого нельзя выходить замуж)?

Если женщина соблюдает все нормы религии в поведении и не находится в окружении чужих (посторонних для неё) мужчин, то с разрешения мужа (если она замужем) учиться верховой езде ей дозволено.

За основу такого решения многие учёные-богословы берут следующие слова сподвижника Умара رضي الله عنه (смысл): «Обучайте ваших детей плаванию, стрельбе из лука и езде верхом на лошади». Таким образом, в обучении верховой езде не делается различий между мужчинами и женщинами.

В достоверном хадисе сказано, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Лучшие женщины, которые ездят верхом на верблюдах, – это женщины племени Курайш» (Муслим).

Имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари» пишет: «Здесь выражение «…ездят верхом на верблюдах…» указывает на то, что у арабов принято часто ездить на верблюдах». Следовательно, обучаться верховой езде на лошади также не запрещается.

(«Файд аль-Кадир», «Фатх аль-Бари»)

5.У покойного после смерти оставался долг размером в 300 тыс., и он после себя оставил имущество, которое оценивается в 5 миллионов: дом и машину. Наследники продали машину, не рассчитавшись с его долгом. Имеет ли право кредитор забрать машину у покупателя на основании того, что после смерти человека его имущество получает статус залога за финансовые обязательства покойного?

После того как умирает человек, который имел незакрытые долги, всё имущество, которое он оставляет после себя, за исключением обязательных похоронных расходов, а также заложенного при жизни имущества, приобретает статус залога в пользу остальных долгов покойного. С этим имуществом нельзя проводить никаких операций, выводящих его из собственности, например продавать, дарить и т. д. Любая сделка, заключённая с таким имуществом после установления наличия долга, будет запретной и недействительной.

Это решение актуально независимо от размера долга: превышает он наследство, меньше него или равен ему. Также это решение действительно, несмотря на то, знали наследники до продажи предмета из наследственного имущества о наличии долга за покойным или нет, – в любом случае будет действовать запрет на проведение операций с этим имуществом, и заключённая сделка будет недействительной.

Из этого следует, что сделка по продаже машины в данном случае недействительна. Но это не означает, что хозяину долга можно забирать машину у того, кто приобрел её по недействительной сделке. Он имеет право только потребовать от наследников закрыть долг, и они могут любым удобным для них способом, на свои средства или посредством продажи другого предмета из имущества покойного закрыть его долг.

Если наследники отказываются закрывать долг, то хозяин долга должен обратиться к имаму (судье), и тот продаст что-нибудь из имущества покойного, и тогда из вырученных средств закроют долг.

(«Мугни аль-Мухтадж», «Тухфат аль-Мухтадж»)

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии