05 Мая
2024 года
поделиться

Жертвенное животное в честь рождения ребёнка (акика)

Материал подготовлен согласно ханафитскому мазхабу

После рождения ребёнка желательно (сунна) закалывать животное (акик). Тем самым мы выражаем радость и благодарность Всевышнему за Его милость. Доводом к желательности этого действия является достоверный хадис Пророка r: «Ребёнок связан залогом в виде акика...» Иначе говоря, он не будет расти и развиваться так, как те дети, за которых резали акика.

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Ребёнок, за которого не резали акика, не будет заступаться (в день Великого Суда) за своих родителей». Акик становится желательным только после того, как родился ребёнок.

Средства на акика обязан выделить тот, кто обязан обеспечивать ребёнка, – отец и т. д., но нельзя расходовать на это средства самого ребёнка. Желательность закалывания акика распространяется на опекуна только в том случае, если у него есть материальная возможность. Если же у опекуна нет такой возможности, то для него это жертвоприношение перестаёт быть желательным.

За мальчика и девочку желательно заколоть одного барана или одну овцу. Что касается возраста, вида животного, отсутствия у него недостатков, намерения на заклание, раздачи мяса или оставления его себе, запрета на продажу животного, предназначенного для акика, – во всех этих вопросах акик подобен процедуре жертвоприношения во время Курбан-байрама.

Отправить беднякам варёное мясо акика и бульон или сырое мясо – нет разницы. Во время заклания желательно сказать (смысл): «Во имя Аллаhа ﷻ, Аллаh ﷻ велик. О Аллаh ﷻ, это ради Тебя. О Аллаh ﷻ, это акика за... (называется имя ребёнка, за кого закалывают животное)».

Желательно также при разделке и употреблении мяса этого животного не ломать кости, а разделать животное по суставам – как благополучное предзнаменование, что ребёнок будет здоровым. Но если поломать кости, то это не значит, что у ребёнка обязательно будет плохой характер или слабое здоровье.

Закалывать акика желательно на седьмой день после рождения ребёнка и после сбривания волос. Если ребёнок родился днём, то отсчёт семи дней начинается со дня рождения, если родился ночью – то со следующего дня. Является ценным действием раздать всё мясо животного, а себе оставить несколько кусочков для благодати (бараката).

(«Дурар уль-Мухтар», «Фикх уль-Ислам»)

 

Мухаммад-фарук Азимов