05 Мая
2024 года
поделиться

Ритуальное купание (гусль)

Материал подготовлен согласно ханафитскому мазхабу

Купание вменяется в обязанность в результате одного из упомянутых ниже случаев.

1. Поллюция у мужчины или у женщины, если произошло семяизвержение (у мужчины, или истечение жидкости у женщины).

2. Введение головки полового члена мужчины во влагалище женщины, при этом не имеет значения, было ли семяизвержение или не было, полное омовение во всех этих случаях становится обязательным для обоих.

3. Извержение семени мужчины и (истечение жидкости у) женщины, сопровождающееся пульсацией и оргазмом. Таким образом, если имело место одно из трёх вышеперечисленных явлений, то человек оказывается в состоянии полового осквернения.

4. Завершение менструации у женщин.

5. Прекращение послеродовых выделений.

В результате всех этих случаев становится обязательным ритуальное купание, то есть полное омовение всего тела таким образом, чтобы не осталось и волоска, который не был бы омыт водой.

Кому желательно совершить ритуальное купание?

Посланник Аллаhа ﷺ установил в качестве желательности (сунны) ритуальное купание перед пятничным намазом, двумя праздничными намазами (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха), вступлением в обряды хаджа и умры (малого хаджа) – ихрама – и перед стоянием в долине Арафата 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (день Арафа).

Как передаётся от Самурата бин Джундуба رضي الله عنه, Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Если кто-то совершил частичное омовение в пятницу, то это хорошо, но если он совершил полное омовение тела (купание), то это лучше» (ат-Тирмизи). Как передаётся от Ибн Аббаса رضي الله عنه, Пророк ﷺ сказал: «Поистине этот день – праздник, который Всевышний установил для верующих, поэтому пусть тот, кто застанет день пятницы, совершит полное омовение, а если у него есть благовония – пусть воспользуется ими, и используйте сивак (щёточку для зубов из дерева арак)» (Ибн Маджа).

Нормы, связанные с отсутствием малого и большого омовения

При отсутствии ритуального купания не разрешается совершать намаз.

Также нельзя входить в мечеть, читать и прикасаться к Корану, совершать обход вокруг Каабы (таваф), при этом в таком состоянии разрешается поминать Всевышнего Аллаhа.

Что же касается человека, у которого отсутствует малое омовение, ему не разрешается совершать намаз, также ему не разрешается совершать таваф вокруг Каабы. Ему можно читать Коран, поминать Аллаhа ﷻ, входить в мечеть, но ему не разрешается прикасаться к Корану, кроме как через чехол, не являющийся с ним единым целым.

В результате выхода таких жидкостей, как «аль-мази» или «аль-вади» (после возбуждения или перед малой нуждой), полное омовение (купание) совершать не нужно, так как они нарушают лишь частичное, малое омовение.

Виды вод, предназначенные для купания и омовения   

Совершение большого и малого омовения возможно с помощью воды, выпадающей с небес (дождевой воды), воды ручьёв, рек, родников и колодцев, а также морской воды, даже если она солёная. Разрешается для омовения и очищения использовать воду, смешавшуюся с чем-либо чистым и изменившим одно из её свойств, например водой бурного потока, смешанной с глиной, или водой, смешанной с мылом или шафраном.

Нельзя совершать частичное и полное омовение водой (жидкостью) из деревьев и плодов, а также водой, которая смешалась с чем-то, что стало преобладать, и в результате вода перестала быть водой, превратившись, например, в различные напитки, уксус, бульон и так далее.

Не разрешается совершать частичное и полное омовение ранее использованной водой для обоих видов омовения.

Использованная для омовения вода является чистой, если она не использовалась для удаления физической скверны (наджасы), но не очищающей в том смысле, что во второй раз она уже не может использоваться для совершения обоих видов омовения. Если использованная вода во время частичного и полного омовения капнет на одежду, разольётся и попадёт в воду или в некоторые сосуды, то она не осквернит их.

(«Мухтасар Кудури»)

(Продолжение следует)

Мухаммад-фарук Азимов