26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Суфян аль-Саври (97/716–161/778 гг.)

«Сынок, когда ты запишешь с десяток хадисов, посмотри, увеличиваются ли в твоей душе богобоязненность, кротость и достоинство. Если нет, то знай, что это не принесёт пользы, а лишь навредит тебе». Из наставлений матери своему сыну Суфяну ас-Саври, когда тот отправлялся к учителю. В данной статье мы постараемся поведать вам об учёном-богослове, имя которого известно во всём исламском мире. За глубокие познания в области хадисоведения – науки об изречениях Пророка Мухаммада ﷺ – его называли «Амируль муъминина фи альхадис» (предводителем мусульман в науке хадиса). Этот учёный являлся и величайшим факихом – знатоком исламского права, что позволило ему основать собственный мазхаб (религиозно-правовое учение в Исламе) и встать на один уровень с имамами Абу Ханифой, Маликом, Шафии и Ахмадом. Это величайший табиу-табиин, мухаддис и факих Суфян ибн Саид ибн Масрук ас-Саври, более известный как Суфян ас-Саври.

Рождение

Суфян бин Саид бин Масрук асСаври родился в Куфе в 716 г. (97-й год хиджры) в семье знатока хадисов Саида ибн Масрука. Это было время, которое Посланник Аллаха ﷺ назвал лучшим веком после века, в котором жил он и его сподвижники. И Суфяну предстояло стать одним из лучших его представителей. Родители в то время старались вложить в своих детей как любовь к знаниям, так и искренность.

 Такими были и родители будущего алима. Они мечтали увидеть своего сына искренним и богобоязненным учёным, который руководствуется приобретёнными знаниями, и старались сделать всё для осуществления этой благородной мечты.

Изучение наук  

Суфян ас-Саври был очень одарённым мальчиком. Благодаря своим стараниям и поразительной памяти, которой наделил его Всевышний, он с неутолимой жаждой знаний окунулся в изучение исламских наук, черпая знания у огромного количества учёных-богословов Ислама. Говорят, количество его учителей достигало 600 человек. А число хадисов, изученных им, по некоторым сведениям, достигало 300 тысяч.

 Но главным для Суфяна Саври было не изучение религиозных наук, а следование им. Он говорил: «Приобретение знаний – это не то, что ты взял от учителей. Приобретение знаний – это приобретение богобоязненности». Также он говорил: «После обязательных деяний нет ничего, что было бы более ценным, чем приобретение знаний». Основным и любимым занятием Суфяна Саври было собирание и изучение хадисов Пророка Мухаммада ﷺ. В этом с ним мало кто мог посоревноваться. Благодаря тому, что он наряду с изучением хадисов ещё и претворял в жизнь пророческие заветы среди людей, он стал известен как учёный, заслуживающий доверия и почтения.

 Достойный доверия

Собранные и переданные Суфяном ас-Саври хадисы вошли в самые авторитетные труды в области изучения хадисов Пророка Мухаммада ﷺ. Такие великие имамы в области хадисоведения, как имам Бухари и Муслим – составители самых достоверных сборников хадисов, включили в свои труды хадисы, переданные от него. А говоря о роли хадисов в его жизни, сам учёный говорил: «Я не выучил ни одного хадиса без того, чтобы я не действовал сообразно ему хотя бы раз в жизни».

 Самостоятельность

Именитый мухаддис старался ни от кого не зависеть, и чтобы содержать себя, занимался торговлей. С этой целью он даже предпринимал далёкие поездки, а людям, осуждавшим его за это, отвечал: «Они осуждают то, что не подлежит осуждению. Приобретение дозволенного – трудное и ответственное дело, и я вышел лишь ради этого». «Оставить после себя десять тысяч дирхамов, за которые я буду спрошен в Судный день, любимей для меня, чем испытывать нужду к людям…» – говорил Суфян ас-Саври.

Аскетизм и набожность

 Несмотря на то, что он сам занимался торговлей, мирские блага Суфяна Саври не интересовали. Старающийся во всём следовать Пророку Мухаммаду ﷺ, он и здесь явился примером для подражания. «Аскетизм бывает двух видов, говорил Суфян ас-Саври: обязательный и желательный. Обязательный аскетизм – это отдаление от гордости, выставления напоказ, желания получить похвалу. Что же касается желательного аскетизма, то это отдаление от дозволенных мирских благ. И если вы отказываетесь от чего-либо из мирских благ, то отказывайтесь от этого лишь ради Аллаха ﷻ».

 Именитые ученики

Аскетизм, набожность, глубокие познания в религии и следование Сунне Пророка ﷺ во всём снискали Суфяну Саври заслуженное уважение и почёт. За знаниями к нему стремились учёные со всех концов халифата. У Суфяна Саври брали уроки такие известные во всём мусульманском мире личности, как выдающийся учёный иракской Куфы Аль-Амаш, потомок Пророка Мухаммада ﷺ, учёный-богослов и шейх накшубандийского тариката Джафар ас-Садик, основатели собственных мазхабов великие Абу Ханифа и Малик ибн Анас, один из самых авторитетных богословов Шама всех времён Авзаги и многие, многие другие.

 Общее же число людей, передавших хадисы от Суфяна Саври, по некоторым данным, достигает 20 тысяч человек.

Испытания

Популярность сослужила Суфяну Саври плохую службу. Халиф мусульман того периода захотел назначить его на должность шариатского судьи, но, не желая брать на себя такую ответственную работу, алим отказался и втайне от халифа, пригрозившего ему казнью за отказ, сбежал. Суфян ас-Саври решил укрыться от слуг халифа в Йемене, но по пути у него закончились средства, и он вынужден был остановиться в иракском городе Басра, где нанялся работать в саду.

 Владелец сада как-то спросил его, откуда он. Суфян ответил, что из Куфы. Тогда тот спросил: «Финики Басры слаще или же финики Куфы?» Суфян ответил, что не знает. «Как же так?! Ты работаешь в саду и не знаешь!» – удивился владелец сада. «Ты не давал мне разрешения есть финики, и потому я не знаю», – ответил Суфян. Владелец сада не поверил Суфяну и решил, что это лишь наигранное благочестие. Он рассказал своему другу о произошедшем. Тот поинтересовался, как выглядит его работник, и когда хозяин сада описал его, он понял, что это был Суфян ас-Саври. Он предложил хозяину сада задержать его, чтобы получить вознаграждение, обещанное халифом за его поимку. Но к тому времени, как они вернулись в сад, Суфян ас-Саври уже покинул Басру и отправился в Йемен.

  В Йемене учёный-богослов пробыл недолго. Боясь своего разоблачения и здесь, через некоторое время Суфян Саври отбыл в Мекку. Там алим вошёл в круг учёных-богословов и занялся своим любимым делом – преподаванием хадисов и фикха. Боясь шпионов халифа, Суфян Саври встречался лишь с учёными и доверенными людьми.

 Уроки Суфяна Саври посещали множество людей – от простого люда до признанных во всём исламском мире учёных. Но, несмотря на меры предосторожности, принятые учёным, вскоре о его местонахождении всё же стало известно халифу, обещавшему за голову Саври большое вознаграждение, и вновь учёный потерял покой и умиротворение. Когда беспокойство, причиняемое халифской властью, усилилось и пребывание в Мекке стало невозможным, Суфян Саври покинул священный город и вновь отправился в иракскую Басру. Там он остановился у своего знакомого мухаддиса и продолжил то, без чего не мог представить свою жизнь: изучение и преподавание хадисов Пророка Мухаммада ﷺ.

Кончина

Это путешествие оказалось последним в жизни Суфяна ас-Саври. Через год после переезда он заболел и слёг.

 Скончался учёный в 161-м году хиджры. На момент смерти Суфяну Саври шёл 64-й год. Согласно хадису Пророка Мухаммада ﷺ, человек, умерший от болезни живота, приравнивается к мученику, умершему за веру. Именно болезнь живота и стала причиной смерти Суфяна Саври. В свою последнюю ночь учёный совершил 60 раз омовение, не желая встретиться со Всевышним без ритуальной чистоты. 

 P. S. Суфян ас-Саври прожил яркую и полную свершений жизнь. Он являлся основателем собственного мазхаба, но до наших дней ввиду различных причин он не дошёл. Имя выдающегося учёного по праву занимает центральное место в хадисоведении. Хадисы, переданные им, как уже отмечалось выше, вошли в самые авторитетные сборники. О том, каким в действительности большим человеком был Суфян ас-Саври, говорят слова его современника, известного суфия Бишра аль-Хафи: Суфян в своё время подобен Абу Бакру رضي الله عنه и Умару رضي الله عنه в их времена. Дай Аллах ﷻ нам быть достойными таких великих людей, как Суфян ас-Саври. Амин.

 МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ