15 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Заговор с целью убийства Пророка ﷺ

Одним из результатов поражения курайшитов в битве при Бадре стало то, что многобожников охватила ярость.

В конце концов, двое мекканских храбрецов решили положить конец расколу и распрям и уничтожить причину своего унижения, которой они считали Посланника Аллаhа ﷺ. 

Прошло немного времени после битвы при Бадре в аль-Хиджре (полукруглое ограждение с западной стороны Каабы, является её частью), когда встретились друг с другом Умайр бин Вахб аль-Джумахи и Сафван бин Умаййа. Умайр был одним из тех, кто яростно враждовал с Пророком ﷺ и его сподвижниками, когда они находились в Мекке, а его сын, Вахб бин Умайр, при Бадре попал в плен. Они вспомнили об убитых курайшитах, а потом Сафван сказал: «Клянусь, нет в жизни блага после их гибели». Умайр сказал ему: «Ты говоришь правду, и, если бы не долг, который я не могу вернуть, и не дети, которые без меня останутся без опеки, я бы отправился к Мухаммаду ﷺ, чтобы убить его, тем более что для приезда к ним у меня есть и другая причина, ведь мой сын находится у них в руках!» Сафван решил использовать этот случай и сказал: «Я верну твой долг, а твоя семья будет находиться вместе с моей, и я стану заботиться обо всех твоих близких, пока они живы, и буду делать для них всё, что в моих силах». Умайр сказал ему: «Никому не говори о нашем разговоре», и Сафван пообещал хранить молчание. После этого Умайр велел наточить свой меч и смазать его ядом, а потом двинулся в путь и добрался до Медины. 

Когда он опускал на колени свою верблюдицу у ворот мечети, его увидел Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه, который вместе с другими сподвижниками вспоминали о том, как Всевышний почтил их в день Бадра. Увидев Умайра, Умар رضي الله عنه сказал: «Этот пёс – враг Аллаhа ﷻ, и он явился сюда только с дурными намерениями», – и сразу же зашёл к Пророку ﷺ, чтобы предупредить его, сказав: «О Посланник Господа ﷺ, сюда явился опоясанный мечом враг Аллаhа ﷻ Умайр». Пророк ﷺr велел: «Приведи его ко мне». Умар رضي الله عنه вышел и велел ансарам (сподвижники Пророка ﷺ из числа жителей Медины) зайти к Пророку ﷺ и сесть рядом с ним. Затем подошёл к Умайру, схватил его за перевязь меча у шеи и тоже вошёл к Пророку ﷺ. Когда Посланник Аллаhа ﷺ увидел, как Умар держит Умайра, он сказал: «Оставь его, о Умар رضي الله عنه, а ты подойди поближе, о Умайр». После этого Умайр приблизился к Посланнику Аллаhа ﷺ и сказал: «Да будет ваше утро благословенным», на что Пророк ﷺ сказал: «Аллаh ﷻ почтил нас более хорошим приветствием, чем твоё, о Умайр, приветствием обитателей Рая «Ассаламу алайкум» (мир и благословение вам)». Потом он спросил: «Что привело тебя сюда, о Умайр?» Умайр сказал: «Я приехал по причине пленника, который находится у вас в руках, чтобы вы хорошо обращались с ним». Посланник Аллаhа ﷺ спросил: «А зачем тебе меч, который привязан к твоей шее?» Умайр сказал: «Да будет проклят этот меч вместе с другими мечами! Разве они помогли нам хоть в чём-нибудь?» Пророк ﷺ сказал: «Скажи мне правду: что привело тебя к нам?» Умайр ответил: «Я пришёл только ради этого». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Но ты ведь встречался в аль-Хиджре с Сафваном бин Умаййей, и вы вспоминали убитых курайшитов, которые были сброшены в колодец, а потом ты сказал: «Если бы не мой долг и не дети, то я бы поехал в Медину, чтобы убить Мухаммада», и после этого Сафван пообещал вернуть твой долг и позаботиться о твоих детях, чтобы ты убил меня. Но Всемогущий Аллаh ﷻ  не даст тебе осуществить этого». Тут Умайр воскликнул: «Свидетельствую, что ты – посланник Аллаhа ﷻ! О Посланник Аллаhа ﷺ, мы действительно считали ложью то, что ты сообщал нам, и те откровения, которые ниспосылались тебе свыше, но при этом разговоре присутствовали только я и Сафван, и, клянусь Аллаhом ﷻ, теперь я верю, что всё, ниспосланное тебе, только от Аллаhа ﷻ и является истиной! Хвала Ему за то, что направил меня на этот путь!» После чего он произнёс свидетельства о Единстве Господа и посланнической миссии Пророка Мухаммада ﷺ. Пророк ﷺ поздравил его и сказал сподвижникам: «Научите вашего брата Корану и отпустите на волю пленника – его сына». 

Что же касается Сафвана, то он говорил людям: «Радуйтесь тому, о чём вы скоро узнаете и что заставит вас забыть о случившемся в Бадре!» Он расспрашивал путников, возвращающихся со стороны Медины, об Умайре, пока кто-то из них не сообщил ему, что тот принял Ислам. Тогда Сафван поклялся, что никогда не заговорит с ним и не будет делать ему ничего хорошего. Через некоторое время Умайр вернулся в Мекку и стал жить там, призывая людей к вере в Единого Господа, и через него многие люди приняли эту религию.

Столкновение с племенем Бану Кайнука 

Ранее мы уже приводили пункты договора, который Посланник Аллаhа ﷺ заключил с иудеями. Пророк ﷺ старался соблюсти этот договор, и мусульмане не делали ничего из того, что противоречило бы хоть одной букве его текста, однако иудеи скоро нарушили его. 

Однажды Шас бин Кайс, иудей весьма преклонного возраста, проходил мимо группы сподвижников Посланника Аллаhа ﷺ из числа авситов и хазраджитов (племена арабов Медины), которые собрались в одном месте и о чём-то разговаривали друг с другом. Увидев, что между ними царят мир и согласие, к чему они пришли благодаря Пророку ﷺ после той вражды, что разделяла их во времена джахилийи (до Ислама), Шас почувствовал раздражение и сказал: «Бану Кайля объединились в этом городе! Нет, мы не сможем жить с ними, если они будут единодушны!» После чего велел молодому иудею, который шёл вместе с ним: «Иди и сядь вместе с ними, а потом напомни им о битве при Буасе и о том, что происходило до неё, и почитай им стихи (где авситы и хазраджиты подвергали друг друга насмешкам и издевательствам), которые они тогда произносили». 

Молодой иудей сделал всё так, как ему сказал Шас, после чего люди заговорили об этом и стали спорить и хвастаться друг перед другом, и двое живших в разных кварталах города в порыве гнева встали на колени и сказали: «Если хотите, мы снова начнём войну!» Гнев охватил обе группы, и люди сказали: «Мы назначаем вам встречу на Харре (ущелье на окраине Медины), и пусть наш спор рассудит оружие!» – и они двинулись туда, в результате чего действительно чуть не началась война. Об этом узнал Посланник Аллаhа ﷺ, который пошёл к ним вместе со своими сподвижниками из числа мухаджиров (переселенцев Мекки) и сказал: «О верующие, устыдитесь же Аллаhа ﷻ! Неужели вы ещё прислушиваетесь к призывам времён джахилийи, несмотря на то, что я нахожусь среди вас? После того как Всевышний указал вам истинный путь и почтил вас Исламом, спас вас от неверия и привёл к согласию ваши сердца?!» 

После этих слов люди поняли, что это было наущение шайтана (сатаны) и козни их врага; они заплакали перед Пророком ﷺ от сожаления, и авситы стали обниматься с хазраджитами, а потом они ушли оттуда вместе с Посланником Аллаhа ﷺ. Так Всевышний погасил огонь, разожжённый кознями врага Шаса бин Кайса.

Это событие является характерным примером действий иудеев, пытавшихся спровоцировать волнения, натравить людей друг на друга и создать препятствия на пути распространения веры в Единого Господа. Для достижения этой цели они разрабатывали разные планы, распуская ложные слухи или заявляя о том, что уверовали, в начале дня и возвращаясь к неверию в конце его, и всё это делалось для того, чтобы посеять семена сомнения в сердцах слабых людей. Они старались всячески осложнять жизнь тех верующих, которые были связаны с ними экономическими отношениями. Если верующий был что-то должен им, они требовали уплаты долга днём и ночью, если же должны были иудеи, то они отделывались отговорками и не возвращали того, что должны были отдать, говоря: «Мы были должны тебе, когда ты исповедовал религию твоих предков, но если ты стал вероотступником, ты ничего от нас не получишь!»

Пророк ﷺ и его сподвижники терпеливо сносили это всё, надеясь на то, что они образумятся, стремясь к сохранению мира и спокойствия в Медине и её окрестностях.

Адиль Ибрагимов