05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 11.15.2023 (по Шафии)

1.Нужно ли соблюдать идду (определённый срок выжидания) женщине после расторжения никяха имамом, как и в случае развода?

Если между супругами была близость или имела место искусственная инсеминация (введение спермы в полость матки), то после расторжения брака имамом женщине обязательно нужно выждать идду, так как расторжение брака в данном вопросе имеет решение, аналогичное разводу. До завершения этой идды она не может заключить никях (брак) с другим человеком, а если заключит, то он будет недействительным.

Если же между супругами в течение брака не было ни половой близости, ни искусственной инсеминации, то после расторжения брака женщина не должна соблюдать идду.

(«Тухфат аль-Мухтадж» с Хашия аш-Ширвани)

2.Считается ли ребёнок мусульманином, если его родители приняли Ислам

после его рождения?

Религиозная принадлежность родителей после зачатия (возникновение беременности) ребёнка является одной из определяющих факторов его религиозной принадлежности.

Если в момент зачатия плода один из родителей является мусульманином, то ребёнок независимо от пола тоже считается мусульманином.

Если в момент формирования плода родители были неверующими, но после этого до рождения ребёнка или достижения им совершеннолетия кто-то из родителей или они оба приняли Ислам, то ребёнок тоже считается мусульманином.

В данном случае под родителями подразумеваются не только отец и мать, но и бабушка, дедушка, либо прадедушка или прабабушка и так далее. То есть если кто-то из перечисленных родственников принял Ислам, то ребёнок тоже считается мусульманином, и при этом не имеет значения, сами родители приняли Ислам или нет, живы или умерли. К примеру, если у ребёнка неверующие родители, но при этом его дедушка принял Ислам, то внук также считается мусульманином. Или родители ребёнка умерли, будучи неверными, но дедушка принял Ислам до совершеннолетия внука, то внук также считается мусульманином.

(«Мугни аль-Мухтадж»)

3.Портится ли омовение, если сомневаешься в том, кто прикоснулся в толпе или транспорте: мужчина или женщина?

Если появились сомнения относительно того, нарушилось ли омовение, то подобные сомнения не влияют на сохранность омовения. Следовательно, если до человека кто-то дотронулся, но неизвестно, мужчина или женщина, то его омовение не нарушается. Но если по свидетельству порядочного человека станет ясно, что это было лицо противоположного пола, то омовение считается нарушенным.

Омовение не нарушается и в том случае, если соприкосновение с противоположным полом произошло точно, но есть сомнения, чего коснулись: кожи, волос или ногтей. Омовение также не нарушается, если известно, что соприкосновение с противоположным полом произошло, но есть сомнение, с кем: с махрамом (близким родственником, с которым нельзя заключать брак) или посторонним человеком.

(Ианат ат-Талибин»)

4.Каково положение брака, в котором опекун выдал свою подопечную замуж без её согласия, если после заключения брака девушка утверждает, что она не была девственницей и, следовательно, брак был недействительным? Принимается ли такое утверждение девушки?

Если девушка до заключения брака утверждает, что она не является девственницей (бикр), то её утверждение принимают без клятвы и уточнения, каким образом она лишилась девственности. И, следовательно, никто не имеет права выдавать её замуж без её согласия, так как после её утверждения о том, что она не является девственницей, опекун лишается права выдавать её замуж без согласия.

Если она утверждает, что не была девственницей, уже после заключения брака, и она не давала официального согласия на брак, то опекуна оправдывают посредством клятвы, даже если у девушки будут свидетели, которые смогут подтвердить, что она не была девственницей до брака. Следовательно, брак в этом случае не аннулируется.

Однако если опекун откажется от клятвы, то девушке предоставляется возможность доказать своё утверждение посредством клятвы.

(«Хашия аш-Ширвани»)

5.Как быть человеку, который подобрал пропавшее чужое животное?

Если человек найдёт чужое животное за чертой населённого пункта, то он вправе подобрать его или увести с собой с целью уберечь, пока не объявится хозяин, но не с целью оставить себе. Ему также необходимо приложить усилия, чтобы найти хозяина. Подобное решение распространяется даже на таких животных, как верблюд, лошадь или быстро бегающие, подобно зайцу, которые способны защититься от мелких диких зверей.

Если животное было найдено в черте населённого пункта и хозяин после соответствующих поисков не обнаружится, то животное можно подобрать с намерением оставить себе.

Объясняется такое решение тем, что животное, найденное в черте населённого пункта, в отличие от животного, найденного за его пределами, может быть обнаружено недобросовестными лицами и украдено.

А что касается животных, не способных защититься от дикого зверя, подобно овцам, козам и т.п., то такое животное можно подобрать независимо от того, где оно было обнаружено: в населённом пункте или за его пределами.

Если животное было подобрано за чертой населённого пункта, то нашедший его имеет право выбрать одно из трёх нижеприведённых решений:

– искать хозяина на протяжении года. Если в течение года он найдёт хозяина, то обязан вернуть животное, а если не найдёт – может оставить себе;

– продать животное, а вырученные деньги сохранить, и также искать хозяина в течение года. Если не найдёт, то он вправе оставить деньги себе;

– заколоть животное и использовать мясо для личных целей и искать хозяина в течение года, чтобы возместить хозяину стоимость животного в случае, если он объявится.

Если же животное было найдено в черте населённого пункта, то нашедший его имеет право только на первые два решения.

(«Мугни аль-Мухтадж»)

6.Может ли арендатор расторгнуть договор в случае непригодности предмета аренды?

Арендодатель обязан передать предмет аренды арендатору, будь то помещение или что-либо другое, в таком виде, в котором он может беспрепятственно извлекать из него пользу. Если в течение арендного срока предмет аренды окажется в непригодном состоянии для использования не по вине арендатора, то хозяин обязан устранить неполадки в кратчайшие сроки, и арендатор в этом случае не имеет права на расторжение арендного договора. Если же хозяин не примет меры по устранению неполадок, то арендатор имеет право расторгнуть договор.

(«Канз ар-Рагибин»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru

или по телефону +7 928 530-59-70

(СМС, WhatsApp, Telegram).

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии