Если ребёнок умер в утробе матери, то его омывают, заворачивают в саван, нарекают именем и хоронят, не совершая по нему заупокойной молитвы (джаназа-намаз).
Если ребёнок родится живым и потом умрёт, то его омывают, заворачивают в саван, нарекают именем, совершают джаназа-намаз и хоронят.
(«Марак иль-Фалях»)
2.Нарушится ли намаз, если перед молящимся кто-либо пройдёт?
Учёные всех четырёх богословско-правовых школ (мазхабов) едины во мнении, что намаз в данном случае не нарушается.
Однако если не попытаться помешать проходящему, то намаз станет менее ценным. Доводом тому является хадис, который приводится от Абу Саида аль-Худри да будет доволен им Всевышний: «Ничто не может нарушить чью-либо молитву. Однако отдаляйте, насколько возможно, тех, кто проходит перед вами» (Абу Давуд).
Учёные говорят, что данное положение относится и к имаму, вслед за которым молятся люди, и к тому, кто молится в одиночку. Это уточнение было дано на основе повествования от Ибн Аббаса да будет доволен им Всевышний, где он говорит, что прошёл за Пророком мир ему и благословение перед несколькими молящимися, стоящими в ряд, и никто по завершении намаза его за это не упрекнул. (аль-Бухари)
В сборнике хадисов Абу Дауда, в разделе «Преграда имама является преградой для стоящих за ним», приводится хадис, где говорится: «Однажды Пророку мир ему и благословение во время совершения молитвы вместе со стоящими за ним людьми пришлось вплотную встать к стене, в направлении которой он молился, во избежание прохождения перед ним телёнка, прошедшего в итоге позади него».
Имам аль-Айни приводит комментарий: «Прохождение перед молящимся нежелательно (макрух), если он является имамом, вслед за которым молятся прихожане; если он в одиночку совершает намаз; если он молится перед преградой.
Относительно того, кто проходит непосредственно перед молящимся, Пророк мир ему и благословение сказал: «Если бы знал проходящий перед молящимся, что его ждёт (то есть сколь грешно проходить перед совершающим намаз), то посчитал бы лучшим простоять сорок лет, нежели пройти перед ним» (аль-Бухари).
(«Мухтасар ильми хал»)
3.Если в намазе после совершения двух ракаатов и чтения «Ат-Тахийята» начал по ошибке произносить салават (прочёл половину), вспомнил и дальше встал на третий ракаат, то нужно выполнить саджда-сахви или совершить намаз заново?
Если после чтения «Ат-Тахийята» в обязательном (фарз) намазе задержался на время, за которое можно три раза произнести «СубханАллаh», то совершается два раза суджуд-сахви (земной поклон забывчивости). Намаз по этой причине нет необходимости совершать заново.
(«Любаб»)
4.Мы взяли приёмного ребёнка. Через пару месяцев ему будет два года. Сколько ребёнку нужно выпить грудного молока, чтобы между ним и опекунами установилась родственная (махрам) связь? Я уже дала ему несколько капель, но боюсь, что нужно больше,а с этим у меня проблема.
Если вы дали ребёнку несколько капель грудного молока, то родственная связь тем самым установилась и он будет махрамом для вас. Соответственно, когда он станет взрослым, у вас не будет обязанности носить в его присутствии платок и т. п.
(«Бадаи ус-Санаи»)
5.Каково решение по поводу полуденного сна (кайлюля)? До или после зухр-намаза желательно (сунна) лечь поспать?
Желательный сон (кайлюля) – это сон в полуденное время. Об этом говорится в одном из хадисов Пророка мир ему и благословение: «Поспите после обеда, ибо, поистине, шайтан не дремлет после обеда» («Муджам аль-Авсат»).
Время кайлюля – полдень, независимо от того, когда лечь поспать: до обеда или после, до обеденного (зухр) намаза или после него.
Однако в день пятницы сахабы обедали и совершали кайлюлю именно после джума-намаза. Об этом говорится в следующем хадисе, переданном от Анаса да будет доволен им Всевышний: «Мы совершали джума-намаз, а после обеда ложились спать» (аль-Бухари).
(«Фатава ль-Хиндия»)
6.Можно ли мне выйти замуж за парня, который ранее общался с моей старшей сестрой (интимного у них ничего не было).
Можно. Запрещено девушке выходить замуж за мужчину, женатого на её сестре, либо если он развёлся, но ещё не закончился срок идды (три цикла менструации у женщины после развода).
(«Любаб»)
7.Можно ли при посещении могил разговаривать с умершими, рассказывать им что-либо?
Можно, в этом нет запретного. Однако для умершего лучше, если вы прочитаете что-нибудь из Корана, передадите ему вознаграждение за прочитанное или помолитесь Всевышнему о его прощении и милости к нему.
(«Хашияту Тахтави»)
8.Действителен ли джаназа-намаз, если тело не опускают на землю, а кладут на стулья или другую поверхность на ножках?
Джаназа-намаз в этом случае считается действительным. Однако если тело будет находиться на руках людей или на верховом животном, то такая заупокойная молитва (джаназа-намаз) не будет действительной, кроме как если для этого есть уважительная причина.
(«Марак иль-Фалях»)
Подготовил Мухаммад-фарук Азимов. Телефон: +7 967 939 65 62