поделиться

Мусульманские монеты бухархудатского типа

На территории современных государств – Узбекистана, Таджикистана и в южных районах Казахстана –

встречаются удивительные мусульманские монеты, получившие научное название «дирхемы бухархудатского типа».

История монет бухархудатского типа насчитывает более двух веков активного денежного обращения и регулярной обильной чеканки. Название монет произошло от местного названия правителей Бухары – Бухархудатов.

В конце VI века, взяв за образец драхму Сасанидского шахиншаха Варахрана V, серебряную монету начали чеканить в бухарском Согде. Серебряная драхма обслуживала рынок Согда – Бухары, Самарканда и прилегающих к этим городам территорий. На аверс монеты помещён схематически оформленный рисунок профиля правителя, повёрнутый вправо, в традиционном головном уборе – кулахе. Вокруг профиля, по краю монеты, – круговая надпись согдийским алфавитом на согдийском языке гласит, что монету отчеканил «владыка Бухары».

На реверсе также схематично показана авестинская религиозная сцена. Пылающий жертвенник под охраной двух жрецов – мобедов.

В первое столетие арабского владения монеты продолжали находиться в денежном обращении без каких-либо изменений. Изменилось только название. Монета стала называться дирхемом и одновременно использовалась с дирхемами омейядских, а затем и аббасидских халифов.

Вторая трансформация на монете произошла во время правления аббасидского халифа аль-Мансура, назначившего губернатором провинции Хорасан, в которую входил и Мавараннахр, дословно с арабского «территория за рекой» (средневековое название областей по правому берегу реки Амударья, ныне территория большей части Узбекистана и запада Таджикистана), своего сына аль-Махди (775–785 гг.). При нём в согдийскую легенду добавилось одно слово, написанное арабским алфавитом, куфическим шрифтом, – аль-Махди. Слово вписано в старую согдийскую легенду и находится прямо за затылком портрета.

Реже встречаются монеты и с другими арабскими именами – Халид, Мухаммад, Али. Вероятно, это тоже имена губернаторов.

Последняя трансформация монетной легенды на монетах бухархудатского типа произошла на завершающем этапе чеканки. На монету была помещена пространная арабская надпись «Нет бога, кроме Аллаhа, и Мухаммад мир ему и благословение – Пророк Его», выполненная куфическим шрифтом вокруг всё того же портрета правителя.

Монеты бухархудатского типа имели особенности.

Их не вывозили за пределы Мавараннахра, то есть ареал применения был строго ограничен Средней Азией. И если куфические дирхемы продолжают и сегодня находить в кладах по всей Восточной Европе, то монеты бухархудатского типа встречаются только в кладах, найденных на территории юга Средней Азии.

Именно в этих монетах вёлся расчёт и уплата всех налогов. Другими монетами заплатить налог было невозможно, особенно после начала чеканки дирхемов из меди, покрытой тончайшим слоем серебра. После этого монеты бухархудатского типа стали незаменимыми. Куфические дирхемы, отчеканенные из высокопробного серебра в Самарканде, Бухаре, Ал-Шаше (Ташкенте) в то же время, высоко ценимые в Восточной Европе, для уплаты налога халифу и местным правителям не принимались. Купцам, имеющим высокопробные серебряные дирхемы, приходилось их менять на медные дирхемы бухархудатского типа по принудительному курсу, то есть платить за них больше, чем они реально стоили. Они были нужны им для уплаты налогов.

Когда прекратилась чеканка монет бухархудатского типа, историки точно не знают, но эти дирхемы продолжают встречаться в кладах, датируемых до XII века включительно.

 

Анатолий Рожук