27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

«Мечтаю стать учёным»

«Кто желает посмотреть на человека из числа обитателей Рая, пусть посмотрит на Урву ибн аз-Зубайра» (Абд уль-Малик ибн Мерван رضي الله عنه).

Люди собирались небольшими группами вокруг величественно возвышавшейся Каабы. Они не уставали смотреть на её благородное великолепие и вели беседы, в которых не было ни пустословия, ни чего-то греховного. Возле йеменского угла Каабы сидели четверо юношей благородного происхождения, со светлыми лицами, и от них исходило благоухание. Это были АбдАллаh ибн аз-Зубайр, его братья Мус’аб и Урва, а также Абд уль-Малик ибн Мерван. Благочестивые юноши вели спокойную, неторопливую беседу. И вдруг один из них сказал: 
– Давайте помечтаем, и пусть каждый скажет, чего он желает получить от Всевышнего. 

Они дали волю своему воображению, и мысли унесли их далеко... Наконец АбдАллаh ибн аз-Зубайр сказал: 
– Я мечтаю стать правителем Хиджаза. 
Его брат Мус’аб сказал: 
– А я желал бы править двумя городами Ирака – Куфой и Басрой, и чтобы никто не оспаривал их у меня. 
Абд уль-Малик ибн Мерван сказал: 
– Вы ограничились этим, а я – нет. Я хочу править всей землёй и стать халифом после Муавии ибн Абу Суфьяна. 
А Урва молчал. Видя, что он ничего не говорит, остальные юноши посмотрели на него и спросили: 
– А ты чего желаешь, Урва? 
Он сказал: 
– Да сделает Господь благодатным для вас то, о чём вы мечтаете... Я же мечтаю быть учёным, усердствующим ради довольства Аллаhа ﷻ, чтобы люди перенимали от меня знания из Книги (Корана) их Господа, сунну (следование) их Пророка ﷺ и нормы своей религии... 

Прошли дни, и каждый из них по воле Всевышнего получил то, о чём мечтал. Мы же хотим поведать о жизни и сбывшихся мечтах Урвы ибн аз-Зубайра. 
Урва ибн аз-Зубайр родился за год до окончания правления Умара ибн аль-Хаттаба رضي الله عنه в семье одного из самых благородных сподвижников Пророка ﷺ. Его отец – аз-Зубайр ибн аль-Аввам رضي الله عنه, один из десяти, ещё при жизни обрадованных благой вестью об ожидающем их Рае. А мать его – Асма дочь Абу Бакра رضي الله عنها, прозванная обладательницей двух поясов. Её прозвали так, потому что в своё время она собрала для Посланника Аллаhа ﷺ и своего отца Абу Бакра رضي الله عنه еду, когда они переселялись в Медину, но у неё нечем было перевязать свёрток, и тогда она разорвала пополам свой пояс и одной частью перевязала припасы, а второй подпоясалась сама. 

Его дедом со стороны матери был Абу Бакр ас-Сиддик رضي الله عنه, преемник Посланника Аллаhа ﷺ и его ближайший сподвижник, который находился с ним в пещере Савр во время переселения. А его бабушкой со стороны отца была Сафия бинт Абд уль-Мутталиб, тётя Пророка ﷺ со стороны отца. 

Тётей Урвы со стороны матери была мать верующих Аиша رضي الله عنها. И когда её хоронили, Урва спустился в могилу, сам уложил туда её тело и разровнял землю на её могиле. Можно ли представить более благородное происхождение? Чтобы осуществить свою мечту, о воплощении которой он просил Аллаhа ﷻ у благословенной Каабы, Урва занялся приобретением знаний и посвятил этому всю свою жизнь. Он воспользовался тем, что в то время ещё жили многие сподвижники Посланника Аллаhа ﷺ. Он постоянно посещал их дома, совершал молитву под их руководством, присутствовал на их собраниях. Со временем он стал передавать хадисы от Али ибн Абу Талиба رضي الله عنه, Абд ур-Рахмана ибн Авфа رضي الله عنه, Зайда ибн Сабита رضي الله عنه, Абу Аюба аль-Ансари رضي الله عنه, Усамы ибн Зайда رضي الله عنه, Саида ибн Зайда رضي الله عنه, Абу Хурайры رضي الله عنه, АбдАллаhа ибн Аббаса رضي الله عنه, ан-Ну’мана ибн Башира رضي الله عنه и других. 

Урва также перенял много знаний от своей тёти – матери верующих Аиши رضي الله عنها. В конце концов, он стал одним из семи главных факихов (правоведов) Медины, к которым обращались мусульмане по религиозным вопросам и к помощи которых прибегали праведные правители, желавшие управлять вверенными им областями должным образом. 

Когда Умар ибн Абд уль-Азиз رضي الله عنه приехал в Медину после того, как аль-Валид ибн Абд-аль-Малик назначил его правителем города, люди пришли поприветствовать его. Совершив полуденную молитву, Умар вызвал к себе десять факихов Медины, среди которых был и Урва ибн аз-Зубайр. Когда они собрались у него, он радушно принял их и оказал им почёт, после чего восхвалил Всевышнего Господа и сказал: 

– Поистине, я позвал вас ради дела, за которое вы получите награду, дабы вы были моими помощниками в утверждении истины. Я не хочу принимать решения, не выслушав ваши мнения. Если увидите, что кто-то покушается на кого-то, или вам станет известно о том, что кто-то из назначенных мною поступает несправедливо, то я прошу вас ради Аллаhа ﷻ, сообщите мне об этом. 

Урва ибн аз-Зубайр обратился к Всевышнему с мольбой, прося для него благоразумия и следования прямым путём. 
Урва ибн аз-Зубайр не только приобретал знания, но и успешно применял их и претворял в жизнь. Он постился днём и выстаивал ночи в молитве, а язык его постоянно поминал Всевышнего. К тому же он почти не расставался с Книгой Аллаhа ﷻ и много читал её. Каждый день он прочитывал четверть Корана, а ночью повторял заученные наизусть аяты в дополнительных молитвах. 

Урва ибн аз-Зубайр находил отдохновение в молитве. Она была усладой очей его и его Раем на земле, и он совершал её самым безупречным образом, тщательно исполняя все положенные действия. Рассказывают, что однажды он увидел человека, который совершал молитву очень быстро. После молитвы Урва подозвал его и сказал: 

– О сын брата моего. Разве тебе совсем ничего не нужно от твоего Господа? Поистине, я прошу у Всевышнего в мольбе всё, даже соль. 
Урва ибн аз-Зубайр был щедрым, снисходительным и великодушным человеком. Рассказывают, что ему принадлежал один из самых больших садов Медины. Там была чистая вода, приятная тень и множество пальм. В течение всего года сад был окружён забором, чтобы скотина и озорные дети не портили сад. А когда появлялись свежие финики и их уже можно было кушать, забор по его велению частично убирали, чтобы люди могли входить в сад и есть. И люди приходили в сад и наедались плодами вдоволь, унося с собой столько, сколько им хотелось. 

Однажды, в период правления халифа аль-Валида ибн Абд уль-Малика, Всевышний пожелал подвергнуть Урву ибн аз-Зубайра испытанию, выдержать которое способны лишь обладатели сердец, в коих живут вера и твёрдая убеждённость. Халиф пригласил Урву ибн аз-Зубайра посетить его в Дамаске. Урва принял приглашение и, взяв с собой старшего сына, отправился в путь. Когда Урва прибыл к халифу, тот встретил его очень радушно, оказал ему почёт и прекрасный приём. Сын Урвы отправился на конюшни аль-Валида, чтобы поглядеть на его скакунов, и там одно из животных лягнуло его так сильно, что он скончался. 
Не успел скорбящий отец отряхнуть с рук землю после похорон сына, как у него самого началась на ноге гангрена. Нога распухла. Опухоль увеличивалась и распространялась всё дальше с ужасающей быстротой. Халиф созвал для гостя лекарей со всех областей и велел им спасти больного любыми средствами. Но все они в один голос сказали, что выход только один: отрезать больную ногу. Урве пришлось согласиться.

 (Продолжение следует.)

Адиль Ибрагимов