11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Бабушка из чёрного списка

В салоне сотовой связи кипела жизнь. Посетители решали свои насущные проблемы, сотрудники с любезными улыбками и уставшими глазами старались угодить каждому.

Никто не обратил внимания, как в салон зашла сгорбленная старушка. Трость в трясущейся руке, старое пальто, выцветший пакет в руках. Таких бабушек часто можно встретить в супермаркете рядом с полкой товаров по акции, на рынке, в очереди к участковому терапевту, в троллейбусе.

Но на фоне сверкающих витрин, заполненных последними моделями смартфонов, фигура старой женщины в потёртом пальто смотрелась до боли контрастно. «Чем я могу вам помочь?» – с дежурной улыбкой спросил обративший внимание на старушку консультант. Она немного помолчала, а потом стала что-то нащупывать в своём пакете, заменявшем и сумку, и кошелёк, и портмоне. Наконец она нашла то, что искала, и протянула консультанту свой старенький Nokia. «Мой телефон перестал работать. Я хочу купить у вас новый. Помогите, пожалуйста, выбрать», – сказала старушка. «Даже не знаю, что вам предложить. Нужно, чтобы меню было простое и кнопки покрупнее, на данный момент подходящих для вас моделей у нас нет. А в этих китайских новоделах вы разобраться не сможете», – сказал сотрудник салона. «Но, может, всё-таки найдётся хоть что-то. Мне очень нужен сотовый телефон», – со слезами в голосе попросила старая женщина.

Разговор услышал мастер по ремонту техники и решил вставить свои пять копеек: «Бабуля, дай мне свою трубку, сейчас посмотрю, может, тебе новая и не нужна».

Мастер отложил в сторону iPhone, который нуждался в замене дисплея, и взял в руки потёртый Nokia. «Так он рабочий, ещё лет десять звонить по нему можешь, бабуля», – вынес вердикт специалист по ремонту. «Дай Бог здоровья тебе, сынок, но ты ошибся. Не работает уже месяцев пять. До меня дозвониться никто не может. И я тоже не могу», – не унималась старушка. «Давайте посмотрим, может, что-то с сим-картой», – вновь включился в разговор консультант. Сим-карта у бабушки также работала исправно, но, действительно, на протяжении последних месяцев к женщине не поступил ни один входящий звонок. «Я и утром, и вечером пробую дозвониться. Вот внука номер, он у меня спортсмен, чемпион, гордость моя. И внученька, красавица, институт закончила на красный диплом, вот здесь она у меня записана», – тыкала в экран телефона бабушка своими еле гнущимися пальцами. В салоне все уже устали от жалоб пожилой клиентки, но отправить её ни с чем совесть сотрудникам всё же не позволяла. «Вот, посмотрите, мы сейчас позвоним, вызов к вам идёт, всё прекрасно работает! И от вас тоже легко можно дозвониться куда надо», – сказал консультант, надеясь поскорее поставить точку в бабушкиной истории. «Так, может, у моих внуков сотовые не работают, я им и днём и ночью пытаюсь дозвониться, и всегда короткие гудки. Я бы поехала, но далеко, в Москву, боюсь, не доеду, старая, ноги еле ходят», – объясняла старушка. «Хорошо, сейчас попробую им позвонить со служебного номера», – консультант набрал номер внучки, после нескольких гудков трубку подняли и молодой женский голос ответил: «Здравствуйте». Оператор уже начал догадываться, в чём дело, и заглянул в базу данных. Номер старушки был занесён в чёрный список и у её внука, и у внучки. «Вы не можете дозвониться до своих внуков, потому что вас заблокировали. Такая услуга есть, заносишь номер абонента в чёрный список – и всё, ни сообщения, ни звонки до него не доходят», – смущённо сказал консультант. Ему стало стыдно, ведь он сразу вспомнил свою бабушку – её шумные поцелуи, котомки с пирожками и вечный страх, что внуку холодно и голодно. «Чёрный список… Услуга такая…» – у старушки тряслись губы, а лицо выражало какую-то детскую растерянность. Но вдруг она собралась, и глухое отчаянье на её лице сменилось злостью. «Молодые люди, вы работу свою не знаете. У меня телефон не работает! Я до внуков не могу дозвониться. Я начальству вашему пожалуюсь, что вы мне телефон продавать не хотите». Бабушка поругала всех сотрудников салона ещё пару минут, а потом, шаркая ногами, пошла к выходу. Её сгорбленная фигура в этот момент смотрелась как-то особенно жалко и одиноко.

Обратись к старшим

Родственные связи, кровные узы – это то, на чём держится наше общество. Укрепляя отношения с членами семьи, мы следуем по пути, указанному нам Всевышним. В особом почёте, уважении, любви нуждается старшее поколение. Наши бабушки, дедушки, мамы, отцы, дяди, тёти – самые любящие и самые уязвимые. Ещё несколько десятков лет назад уважительное отношение к старшим было чем-то незыблемым, понятным, естественным. Хотя конфликт отцов и детей существовал всегда и представители разных поколений могли иметь противоположные точки зрения на многие аспекты жизни, это не мешало почитать старших, не вступать с ними в конфронтацию, всегда быть готовыми прийти на помощь, внимательно слушать каждый совет, благодарить.

Казалось, ничто не может нарушить это естественное течение жизни, разрушить ценности, которые передаются и свято оберегаются от поколения к поколению. Но вдруг что-то пошло не так. Мы попали в капкан информационной бездны. Мы оказались в мире, где вопросы задают не старшему поколению, а «Гуглу» и «Яндексу». И поисковые системы советуют нам: 1) вы никому ничего не должны; 2) если отношения с родственниками не приносят вам удовлетворения, разорвите их; 3) не звоните родителям, пусть они сами вам звонят, ведь это нужно им, а не вам. Да, именно такие ответы на запрос о необходимости родственных отношений лидируют. Им вторят гуру пресловутых социальных сетей, где каждый второй не боится взять на себя ответственность давать рекомендации, как и кому надо жить, с кем общаться, как строить свою жизнь. В ловушку попадают не только юные и неокрепшие умы, но и более зрелые личности. Кажется, какая-то неведомая злая сила ищет в каждом из нас слабые места. Для кого-то причиной перестать почитать старших становятся их личные неудачи – здесь срабатывают истории про родителей-абьюзеров, которые так активно продвигаются в интернете. Другие ссылаются на то, что у старшего поколения устарели взгляды, им не хватает осведомлённости, с ними просто не о чем поговорить. Все эти мысли просто не могли бы появляться в наших головах, если бы наше общество было здоровым. Но когда весь социум болеет, любые деструктивные идеи прекрасно приживаются, прорастают и приносят плоды. Мы упиваемся своей информированностью, а вместе с тем вся наша эрудированность заканчивается там, где не ловит Wi-Fi.

Мы не знаем, какие испытания ждут впереди наше поколение, но опыт наших родителей, бабушек, дедушек поможет нам при любом повороте судьбы. Они пережили войны и голод, развал страны, построение новой, сумели вынести на своих плечах все тяготы и невзгоды, и мы нуждаемся в советах старших, без них мы полностью потеряем себя. В каждом слове наших родителей есть огромная мудрость, житейская смекалка, опыт, проверенный не одним поколением, и, главное, любовь к нам, к детям. И даже если мы не во всём согласны с ними, внимательно выслушать и поблагодарить их – наш долг и наше спасение. А игнорировать звонки наших родных стариков, сидеть, уткнувшись в смартфон даже в тех редких случаях, когда мы их навещаем, – это наша гибель.

 

Сафия Фокина