Тот, чьё сердце переполнено верой
Он сражался так, что ему трудно было найти равных, но к военной добыче он относился с таким равнодушием и скромностью, что другого такого воина было нелегко сыскать. После сражения при Кадисийи командующий мусульман Саад ибн Ваккас вступил во дворец персидского правителя – хосроя – и велел Амру ибн Мукаррину собрать военную добычу и вести учёт. Пятую часть нужно было отослать в казну, а оставшееся разделить между воинами. Мусульманам досталось столько сокровищ и драгоценностей, что даже подсчитать их было трудно.
Пока назначенные командующим люди подсчитывали трофеи на глазах у мусульман, к тому месту подошёл покрытый пылью человек с взъерошенными волосами, тащивший обеими руками тяжёлый сосуд с драгоценностями. Люди стали разглядывать диковинку – такого им не доводилось видеть раньше. Много добычи досталось им в тот день, но ничего подобного этому сосуду среди собранных трофеев не было. Они заглянули внутрь и увидели, что сосуд наполнен жемчугом и драгоценными камнями. Люди спросили:
– Где же ты взял это сокровище?
– Это трофей, который достался мне в такой-то битве в таком-то месте, – последовал ответ.
– Ты брал что-нибудь отсюда?
Он ответил:
– Да наставит вас Аллаh ﷻ на истинный путь! Клянусь Аллаhом ﷻ, и этот сосуд, и все сокровища персидских царей не стоят для меня и обрезанного ногтя! И если бы не право казны мусульман, я бы не стал поднимать этот сосуд с земли и приносить его сюда.
Люди спросили:
– Кто ты, да почтит тебя Аллаh ﷻ?
Он ответил:
– Клянусь Аллаhом ﷻ, я не скажу вам этого, чтобы вы не хвалили меня, и не скажу этого другим, чтобы они не славословили меня. Я благодарен Всевышнему и надеюсь получить награду лишь от Него.
Сказав это, он повернулся и ушёл. За ним отправили человека проследить и узнать, кто он. Гонец шёл за ним так, чтобы тот его не заметил, а когда он дошёл до своих товарищей, спросил у них, кто это. Те удивились:
– Ты что же, не знаешь его?! Это самый равнодушный к мирским благам человек в Басре – Амир ибн АбдАллаh ат-Тамими.
Трудности и испытания, которые легли на плечи Амира
Жизнь Амира нельзя было назвать спокойной, как могло бы показаться после вышесказанного. Были в его жизни события, которые омрачали её, и нашлись люди, стремившиеся обидеть его.
Вот что стало причиной страданий, выпавших на долю Амира. Однажды он увидел, как помощник начальника городской стражи, схватив за горло какого-то иноверца, истязал его. Тот кричал и звал на помощь:
– Защитите меня, да защитит вас Аллаh ﷻ! Защитите того, кого взял под своё покровительство ваш Пророк ﷺ, о мусульмане!
Амир подошёл к нему и спросил:
– Ты выплачиваешь джизью (небольшая сумма налога, которая возлагается на взрослых мужчин из числа иноверцев)?
Он ответил:
– Да, я выплачиваю её.
Амир повернулся к человеку, который держал его за горло, и спросил:
– Чего ты хочешь от него?
Тот ответил:
– Хочу отвести его в сад начальника городской стражи, чтобы он убрался в нём.
Амир спросил иноверца:
– Ты согласен выполнять эту работу?
Тот ответил:
– Нет, это отнимет у меня силы и время и отвлечёт от добывания хлеба насущного для моей семьи.
Амир повернулся к державшему и велел:
– Отпусти его.
Тот отказался:
– Я не отпущу его.
Тогда Амир набросил свой плащ на иноверца и сказал:
– Клянусь Аллаhом ﷻ, не будет попрано покровительство Мухаммада ﷺ, пока я жив.
Собрались люди, они помогли Амиру справиться с притеснителем и вызволить иноверца. Но помощники начальника стражи обвинили Амира в неповиновении и в выступлении против предписаний веры. Они сказали:
– Он тот, который не женится на женщинах, не ест мясо и молоко животных и ведёт себя высокомерно, отказываясь посещать собрания правителей.
И с этим они пожаловались на него правителю мусульман – Усману ибн Аффану رضي الله عنهt. Усман رضي الله عنه велел своему наместнику в Басре вызвать Амира ибн АбдАллаhа к себе и расспросить его о том, в чём его обвиняют. Наместник Басры, вызвав Амира, сообщил:
– Повелитель верующих велел мне спросить тебя о том, в чём тебя обвиняют.
Амир сказал:
– Спрашивай о чём пожелаешь.
Наместник спросил:
– Почему ты противишься сунне (пути) Посланника Аллаhа ﷺ и не желаешь жениться?
Амир ответил:
– Я отказался от женитьбы не потому, что не желаю следовать сунне Пророка ﷺ. И я свидетельствую, что в Исламе нет монашества. Просто я человек, понимающий, что у него только одна душа, и, посвятив её Всевышнему, боюсь, что жена завладеет ею.
Наместник спросил:
– А почему ты не ешь мяса?
Амир ответил:
– Я ем его, когда мне хочется и могу достать его.
Наместник спросил:
– А сыр ты почему не ешь?
Амир ответил:
– Я живу в квартале, где проживают огнепоклонники, занимающиеся изготовлением сыра. А они не делают различий между мертвечиной и зарезанным животным. И я боюсь, что сычуг, который они используют, может оказаться взятым из овцы, которая не была подвергнута закланию. А тот сыр, относительно которого два человека могут засвидетельствовать, что при его изготовлении был использован сычуг из правильно зарезанной овцы, я ем...
Наместник спросил:
– А что мешает тебе приходить к правителям и посещать их собрания?
Амир ответил:
– Поистине, у ваших дверей всегда много людей. Приглашайте же их к себе и давайте им то, о чём они просят, и оставьте в покое того, кому ничего от вас не нужно...
Его ответы передали повелителю верующих Усману ибн Аффану رضي الله عنه, и он не нашёл в них никаких намёков на неповиновение или отход от сунны Посланника Господа ﷺ.
Расставание с родным городом
Однако это не погасило огонь завистников, и они стали и дальше распространять разные толки и сплетни об Амире. Дело дошло до того, что его сторонники и противники чуть было не затеяли серьёзную ссору. Тогда Усман رضي الله عنه велел отправить Амира в Шам (ныне территория Сирии и государств вокруг неё), чтобы он поселился там. И халиф велел своему наместнику в Шаме Муавии ибн Абу Суфьяну رضي الله عنه встретить его достойно и позаботиться о нём.
В тот день, когда Амир ибн АбдАллаh покидал Басру, на улицу вышло много его учеников и просто братьев по вере, чтобы попрощаться с ним. Они провожали его до самого Марбада. Там он сказал им:
– Я обращусь к Аллаhу ﷻ с мольбой, а вы говорите: «Амин!»
Люди внимательно смотрели на него. Движения прекратились. Все взоры были устремлены на него. Он поднял руки и сказал:
– О Аллаh ﷻ, я простил того, кто оклеветал меня и стал причиной выселения меня из моего города и моей разлуки с товарищами, прости же и Ты его. Покрой меня, его и остальных верующих Своей милостью, прощением и благодеянием, о Милостивый.
Остаток жизни Амир ибн АбдАллаh провёл в Шаме. Его новым домом стал Иерусалим. В дни его предсмертной болезни товарищи пришли навестить его и увидели, что он плачет. Они спросили:
– Почему ты плачешь?
Амир сказал:
– Клянусь Аллаhом ﷻ, я плачу не потому, что жалею о мире этом или боюсь смерти. Я плачу потому, что путешествие предстоит долгое. А запасы так ничтожно малы... Я между Раем и Адом... И не знаю, куда попаду...
Сказав это, он поминал Аллаhа ﷻ до последнего вздоха.
Адиль Ибрагимов