28 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Тот, чьё сердце переполнено верой

Амир был одним из тех воинов, которые проявляют себя наилучшим образом в бою, но мало интересуются трофеями.

Он сражался так, что ему трудно было найти равных, но к военной добыче он относился с таким равнодушием и скромностью, что другого такого воина было нелегко сыскать. После сражения при Кадисийи командующий мусульман Саад ибн Ваккас вступил во дворец персидского правителя – хосроя –  и велел Амру ибн Мукаррину собрать военную добычу и вести учёт. Пятую часть нужно было отослать в казну, а оставшееся разделить между воинами. Мусульманам досталось столько сокровищ и драгоценностей, что даже подсчитать их было трудно. 

Пока назначенные командующим люди подсчитывали трофеи на глазах у мусульман, к тому месту подошёл покрытый пылью человек с взъерошенными волосами, тащивший обеими руками тяжёлый сосуд с драгоценностями. Люди стали разглядывать диковинку – такого им не доводилось видеть раньше. Много добычи досталось им в тот день, но ничего подобного этому сосуду среди собранных трофеев не было. Они заглянули внутрь и увидели, что сосуд наполнен жемчугом и драгоценными камнями. Люди спросили: 
– Где же ты взял это сокровище? 
– Это трофей, который достался мне в такой-то битве в таком-то месте, – последовал ответ. 
– Ты брал что-нибудь отсюда? 

Он ответил: 
– Да наставит вас Аллаh ﷻ на истинный путь! Клянусь Аллаhом ﷻ, и этот сосуд, и все сокровища персидских царей не стоят для меня и обрезанного ногтя! И если бы не право казны мусульман, я бы не стал поднимать этот сосуд с земли и приносить его сюда. 

Люди спросили: 
– Кто ты, да почтит тебя Аллаh ﷻ? 

Он ответил: 
– Клянусь Аллаhом ﷻ, я не скажу вам этого, чтобы вы не хвалили меня, и не скажу этого другим, чтобы они не славословили меня. Я благодарен Всевышнему и надеюсь получить награду лишь от Него. 

Сказав это, он повернулся и ушёл. За ним отправили человека проследить и узнать, кто он. Гонец шёл за ним так, чтобы тот его не заметил, а когда он дошёл до своих товарищей, спросил у них, кто это. Те удивились: 
– Ты что же, не знаешь его?! Это самый равнодушный к мирским благам человек в Басре – Амир ибн АбдАллаh ат-Тамими. 

Трудности и испытания, которые легли на плечи Амира

Жизнь Амира нельзя было назвать спокойной, как могло бы показаться после вышесказанного. Были в его жизни события, которые омрачали её, и нашлись люди, стремившиеся обидеть его. 

Вот что стало причиной страданий, выпавших на долю Амира. Однажды он увидел, как помощник начальника городской стражи, схватив за горло какого-то иноверца, истязал его. Тот кричал и звал на помощь: 
– Защитите меня, да защитит вас Аллаh ﷻ! Защитите того, кого взял под своё покровительство ваш Пророк ﷺ, о мусульмане! 

Амир подошёл к нему и спросил: 
– Ты выплачиваешь джизью (небольшая сумма налога, которая возлагается на взрослых мужчин из числа иноверцев)?

Он ответил: 
– Да, я выплачиваю её. 

Амир повернулся к человеку, который держал его за горло, и спросил: 
– Чего ты хочешь от него? 

Тот ответил: 
– Хочу отвести его в сад начальника городской стражи, чтобы он убрался в нём. 

Амир спросил иноверца: 
– Ты согласен выполнять эту работу? 

Тот ответил: 
– Нет, это отнимет у меня силы и время и отвлечёт от добывания хлеба насущного для моей семьи.

 Амир повернулся к державшему и велел: 
– Отпусти его. 

Тот отказался: 
– Я не отпущу его. 

Тогда Амир набросил свой плащ на иноверца и сказал: 
– Клянусь Аллаhом ﷻ, не будет попрано покровительство Мухаммада ﷺ, пока я жив. 

Собрались люди, они помогли Амиру справиться с притеснителем и вызволить иноверца. Но помощники начальника стражи обвинили Амира в неповиновении и в выступлении против предписаний веры. Они сказали: 
– Он тот, который не женится на женщинах, не ест мясо и молоко животных и ведёт себя высокомерно, отказываясь посещать собрания правителей. 

И с этим они пожаловались на него правителю мусульман – Усману ибн Аффану رضي الله عنهt. Усман رضي الله عنه велел своему наместнику в Басре вызвать Амира ибн АбдАллаhа к себе и расспросить его о том, в чём его обвиняют. Наместник Басры, вызвав Амира, сообщил: 
– Повелитель верующих велел мне спросить тебя о том, в чём тебя обвиняют. 

Амир сказал: 
– Спрашивай о чём пожелаешь. 

Наместник спросил: 
– Почему ты противишься сунне (пути) Посланника Аллаhа ﷺ и не желаешь жениться? 

Амир ответил: 
– Я отказался от женитьбы не потому, что не желаю следовать сунне Пророка ﷺ. И я свидетельствую, что в Исламе нет монашества. Просто я человек, понимающий, что у него только одна душа, и, посвятив её Всевышнему, боюсь, что жена завладеет ею. 

Наместник спросил: 
– А почему ты не ешь мяса? 

Амир ответил: 
– Я ем его, когда мне хочется и могу достать его.

 Наместник спросил: 
– А сыр ты почему не ешь? 

Амир ответил: 
– Я живу в квартале, где проживают огнепоклонники, занимающиеся изготовлением сыра. А они не делают различий между мертвечиной и зарезанным животным. И я боюсь, что сычуг, который они используют, может оказаться взятым из овцы, которая не была подвергнута закланию. А тот сыр, относительно которого два человека могут засвидетельствовать, что при его изготовлении был использован сычуг из правильно зарезанной овцы, я ем... 

Наместник спросил: 
– А что мешает тебе приходить к правителям и посещать их собрания? 
Амир ответил: 
– Поистине, у ваших дверей всегда много людей. Приглашайте же их к себе и давайте им то, о чём они просят, и оставьте в покое того, кому ничего от вас не нужно... 

Его ответы передали повелителю верующих Усману ибн Аффану رضي الله عنه, и он не нашёл в них никаких намёков на неповиновение или отход от сунны Посланника Господа ﷺ. 

Расставание с родным городом

Однако это не погасило огонь завистников, и они стали и дальше распространять разные толки и сплетни об Амире. Дело дошло до того, что его сторонники и противники чуть было не затеяли серьёзную ссору. Тогда Усман رضي الله عنه велел отправить Амира в Шам (ныне территория Сирии и государств вокруг неё), чтобы он поселился там. И халиф велел своему наместнику в Шаме Муавии ибн Абу Суфьяну رضي الله عنه встретить его достойно и позаботиться о нём. 

В тот день, когда Амир ибн АбдАллаh покидал Басру, на улицу вышло много его учеников и просто братьев по вере, чтобы попрощаться с ним. Они провожали его до самого Марбада. Там он сказал им: 
– Я обращусь к Аллаhу ﷻ с мольбой, а вы говорите: «Амин!»

 Люди внимательно смотрели на него. Движения прекратились. Все взоры были устремлены на него. Он поднял руки и сказал: 
– О Аллаh ﷻ, я простил того, кто оклеветал меня и стал причиной выселения меня из моего города и моей разлуки с товарищами, прости же и Ты его. Покрой меня, его и остальных верующих Своей милостью, прощением и благодеянием, о Милостивый.

Остаток жизни Амир ибн АбдАллаh провёл в Шаме. Его новым домом стал Иерусалим. В дни его предсмертной болезни товарищи пришли навестить его и увидели, что он плачет. Они спросили:
– Почему ты плачешь? 

Амир сказал: 
– Клянусь Аллаhом ﷻ, я плачу не потому, что жалею о мире этом или боюсь смерти. Я плачу потому, что путешествие предстоит долгое. А запасы так ничтожно малы... Я между Раем и Адом... И не знаю, куда попаду...
 Сказав это, он поминал Аллаhа ﷻ до последнего вздоха.

Адиль Ибрагимов