05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.10.2023 (по Шафии)

1.Считается ли салам каждого ответом для другого, если они оба при встрече одновременно поприветствовали друг друга?

Всевышний Аллаh в Коране говорит (смысл комментария): «Когда вас приветствуют, отвечайте лучшим приветствием или таким же. Поистине, Аллаh ﷻ потребует отчёта обо всём» (сура «Ан-Ниса», аят 86).

Известно, что приветствовать мусульманина первым является желательным (сунна), а отвечать на его приветствие (салям) является обязательным действием.
А если двое, встретившись, начали одновременно приветствовать друг друга, то каждый из них обязан ответить на приветствие другого, так как его салама, которым он начал приветствие, для ответа недостаточно.

Если же салам одного из них опередил другого, то салам второго будет считаться ответом, и ему необязательно повторно отвечать, кроме того случая, когда он имел намерение приветствовать первым и только. В таком случае он обязан ответить заново. 
(«Мугни аль-Мухтадж», «Тухфат аль-Мухтадж»)

2.Какую идду (срок выжидания женщины после развода или смерти мужа) должна выждать женщина, которая, будучи не беременной, находится в идде после развода, если умрёт её муж: идду развода, учитывая, что к моменту смерти мужа она была в разводе,
 или идду вдовы?

Если у женщины, которая не беременна и находится в идде после одного или двух разводов, умрёт муж, то её текущая идда приостанавливается и начинается идда вдовы. Срок выжидания после смерти мужа составляет 4 месяца и 10 дней. То есть остаток идды после развода аннулируется, и начинается идда вдовы.
Если же муж умер после того, как дал окончательный развод (все три), то у неё продолжается идда после развода, и заканчивается по завершению трёх циклов очищения между менструацией, либо по истечении трёх месяцев, если у нее прекратился цикл. Идда после развода не аннулируется и не переходит в идду вдовы, как в первом случае, так как после окончательного развода прерывается всякая связь между супругами. 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

3.Имеет ли право залогодатель забрать залог без разрешения залогодержателя? Обязан ли залогодатель предоставить залогодержателю другое имущество, если у него при эксплуатации испортится заложенное имущество?

Залогодатель имеет право пользоваться предметом залога при условии, что это не приведёт к снижению его стоимости. Однако если в ходе пользования залогодателем предмет залога испортится без халатности с его стороны, то он не обязан предоставлять вместо него другой залог.
Например, если тот, кто заложил машину, заберёт её на временное пользование и машина не по его вине попадёт в аварию и потеряет свою ценность, то залогодатель не обязан отдавать в качестве залога другое имущество. 
(«Мугни аль-Мухтадж»)

4.Смывает ли паломничество (хадж) все грехи без исключения?

Правильно совершённый хадж, в течение которого паломник не совершил грехов и не сквернословил, смывает все малые грехи, согласно  единогласному мнению всех учёных. А также смываются все большие грехи, в том числе поступки, влекущие за собой грехи и обязательства перед людьми или Всевышним, согласно наиболее достоверному мнению учёных. То есть принятый Всевышним Господом хадж смывает грехи, однако сохраняются обязательства по ним.

Например: человек присвоил чужое имущество. Ему записывается грех за присвоение имущества, а также за ним закрепляется обязательство вернуть хозяину присвоенное имущество. Или человек нанёс другому вред, будь то физический или моральный. Принятый хадж смывает грех за акт присвоения чужого имущества или грех за нанесение вреда, но не избавляет виновного от обязательств перед тем, в отношении кого был совершён грех. Ему необходимо добиться прощения того, кого он притеснил, вернуть присвоенное имущество хозяину. То же самое касается обязательных намазов, постов по отношению ко Всевышнему. За пропуск намаза или поста человеку записывается грех, и принятый хадж смывает данный грех, однако не избавляет от необходимости их возмещения. 
(«Хашия аль-Буджайрами», «Хашия аль-Джамаль»)

5.Есть ли желательный цвет одежды для паломницы?

Имам Джамалуддин бин Абд уль-Бари аль-Ахдал в сборнике своих фетв «Умдат аль-Муфти ва ль-Мустафти» пишет: «Подобно тому, как желателен для паломника белый цвет, так и для паломницы желательно одеяние белого цвета».

Предпочтительность белой одежды, будь то паломнику или паломнице, аргументируется хадисом Пророка ﷺ, который гласит: «Носите белые одежды» (Абу Давуд, ат-Тирмизи). 

Однако следует помнить, что одежда паломниц должна быть достаточна прочным, из плотного материала, чтобы не просвечивалась.
(«Бушра аль-Карим»)

6.Есть ли какие-нибудь ограничения в объёме мольбы (дуа), читаемой после последнего ташаххуда?

Чтение дуа после последнего ташаххуда (ат-тахиййату) является сунной, и оставлять (не совершать) его нежелательно. Предпочтительнее после ташаххуда читать молитвы, переданные от самого Пророка ﷺ. 

Решение относительно объёма этой мольбы зависит от того, как совершается намаз: в одиночку или коллективно.
Тот, кто совершает намаз в одиночку, может читать дуа после ташаххуда без ограничения, но не настолько долго, чтобы забыть о том, что он находится в намазе.
Имаму же предпочтительно, чтобы мольба не была длиннее ташаххуда и салавата (вместе взятых), читаемого после ташаххуда.

Тому, кто совершает намаз за имамом, желательно следовать за своим имамом и читать молитвы после ташаххуда до тех пор, пока имам не завершит намаз. Однако имам ограниченного количества людей, которые согласны с тем, чтобы имам удлинял намаз, имеет право удлинять эту мольбу. Также имам имеет право удлинять чтение этого дуа с целью продлить намаз, чтобы опоздавший на намаз успел присоединиться к коллективной молитве. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с Хашия аш-Ширвани)

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 
(СМС, WhatsApp, Telegram).