12 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Искусство шельмования

Однажды довелось послушать радиопередачу, посвящённую Харуну ар-Рашиду. Очень известная и популярная федеральная радиостанция посвятила целый час эфирного времени обсуждению его личности.

Без рекламы, с приглашением историков, смакуя подробности, столько драгоценного времени уделили легендарному мусульманскому правителю! Просто аттракцион неслыханной щедрости.

Когда ещё услышишь такое? Серьёзные люди с научными степенями и подготовленный ведущий рассказывают слушателям о таком известном человеке исламского мира. Харун ар-Рашид правил Аббасидским халифатом на самом пике его расцвета, когда империя расстилалась от Испании до Индии, когда процветали города, науки, ремёсла. На тот момент это была, пожалуй, самая могущественная держава в мире. Страна переживала культурный подъём, подданные жили в мире и довольстве. В Багдаде успешно функционировали Дом мудрости (академия), библиотеки, учебные заведения, где трудились большие учёные, переводились книги, кипела научная деятельность. Сам город был жемчужиной халифата со множеством красивых дворцов и мечетей, продуманной инфраструктурой и коммуникациями. В летнюю пору над улицами вывешивали большие полотна материи, которые смачивались водой. Такие средневековые «кондиционеры» помогали переносить сезонную жару. 

Получивший хорошее образование и военную выучку Харун с 16 лет участвовал в боевых походах и получил от отца прозвище Рашид, что означает Праведный. Он действительно был благочестивым мусульманином, который впоследствии делал всё, чтобы его государство процветало. Для того чтобы знать, как живут обычные люди и что они о нём думают, ар-Рашид переодевался в простого человека и часто прогуливался по улицам столицы, посещал людные места, рынки. Все его устремления были нацелены на благополучие народа.

Поэтому в благодарность за такое правление люди удостоили его чести стать героем сказок. Не каждому правителю такое удавалось. Народ любил своего правителя за его мудрость, доброту, справедливость. Вот вам положительный персонаж, пример успешного руководителя на все времена… 
Первый акт передачи был посвящён достоинствам и свершениям. Как обычно бывает, прежде чем сказать что-то негативное, вначале говорят о приятном и положительном. Так и в этот раз. Вторая часть разговора была более «продуктивная» и развеяла надежду автора этих строк. 

Надо отдать должное умению ведущего и приглашённых им экспертов говорить убедительно. Их старания были направлены на то, чтобы развеять миф об удивительном герое арабских сказок «1001 ночи». Да, признавали они, у государства были определённые достижения, население было образованным, жило неплохо, враги регулярно терпели крах, правитель вызывал симпатию. Но не может в их понимании такого быть, что-то здесь не так – давайте-ка разберёмся. Это чувствовалось в их словах, интонациях. 

Харун ар-Рашид занял свой «пост» не после отца, а после короткого правления старшего брата. «Что-то подозрительно рано и скоропостижно умер его брат…» – многозначительно констатируют эксперты. «Наверное, ему в этом «помогли», а как же иначе?» – делают они «резонный» вывод. И кому это может быть выгодным? Ну конечно, тому, кто занял трон следом. Просто и ясно, что тут непонятного? Доказательств приводить не нужно. Так, а теперь посмотрим, как правил халиф? Тут наши историки вбросили сразу два тезиса, немного противоречащие друг другу. Признавалось, что в делах государства активную роль играла мать Харуна, Хайзуран, которая была его советником. «Плела интриги» – уточнили в эфире. Можно было бы сказать по-другому: «Ради сына старалась и прилагала усилия». Кому как видится, но других «грехов» в её поведении обнаружено не было. 

С другой стороны, действительными халифами (по их словам) были представители клана Бармакидов. Вот им досталось больше. Яхья и его сын Джафар были верными соратниками халифа, но «и о себе не забывали». Все злодеяния, дворцовые проделки были им не чужды. «Ещё немного, и эти эксперты нашли бы связь в этимологии Бармакида с Бармалеем», – подумалось тогда. «А что вы хотите? Средневековье же! Жестокая, бесчеловечная эпоха!» – разъяснял нам ведущий. 
Интересно, а какое средневековье имеется в виду? В Европе – одно дело, а на Востоке – совсем другое. Там время остановилось в развитии, а тут переживает расцвет. Там застой или упадок, а тут прогресс и процветание. Надо ли напоминать о целой россыпи мусульманских учёных во всех областях науки, которые жили и творили в это время? Для кого-то средневековье – тёмная пора, но только не для исламского мира. Не надо таких аргументов. Тем более что люди, изучающие тот отрезок истории, должны хорошо знать имена великих восточных учёных.

К концу передачи в адрес халифа прозвучали очень серьёзные обвинения. Его прозвали пьяницей – любителем разнузданных пиров. Назвали жестоким тираном, безжалостным правителем. Даже привели «пример» его безумной жестокости и рассказали, как во время одного такого пьяного веселья Харун ар-Рашид якобы повелел евнуху (надо же, какие детали!) обезглавить своего друга Джафара, а потом принести его голову на подносе. Зачем халифу это понадобилось? По мнению участников передачи, причины не было никакой: просто деспот захотел – деспот сделал. При этом, заметим, ни в одном достоверном историческом источнике не приводится подобного случая.

Однако участников радиобеседы это ничуть не смутило. И они вот так, бездоказательно, но категорично обвинили главу мусульманской страны в абсолютно запретном, греховном поведении. Развенчали, так сказать, очередной культ личности и вывели на чистую воду героя, незаслуженно воспетого в сказках.
На просторах русскоязычного Интернета есть информация о нашем халифе (она повторяется в той или иной редакции), которую пересказали участники той передачи. Есть даже фамилия автора, но только это скорее псевдоним, так как узнать что-либо о нём в той же всезнающей «паутине» ничего не удалось. Зато есть сведения о Харуне ар-Рашиде, почерпнутые из арабских источников. 

Отдавая дань уважения Харуну ар-Рашиду, известный историк Ибн Халкан (кстати, из рода Бармакидов) в своей книге «Вафаят Аль-Айан» так пишет о нём: «Харун Ар-Рашид был самым благородным и самым совестливым из правителей, часто совершал хадж (паломничество), выходил в военные походи и был решительным и храбрым человеком». Ибн Халкан также отмечал красноречие халифа и умение убеждать людей. 

Другой исламский учёный-историк Аль-Хатиб аль-Багдади в книге «Тариху Багдад» вот как описывает халифа: «…Он каждый день совершал сто ракаатов дополнительных намазов, пока не покинул этот мир. Он пропускал эти намазы только по уважительным причинам. Он раздавал милостыню из собственных средств – по тысяче дирхемов каждый день. Когда он выходил в хадж, то брал с собой каждый раз по сто факихов и их сыновей. А в те годы, когда ему не удавалось самому совершить паломничество, он отправлял в хадж триста человек и обеспечивал их всем необходимым». По подсчётам Аль-Масуди, Харун ар-Рашид совершил хадж более десяти раз. 

Много информации о халифе мы можем найти в трудах и других известных учёных-историков, таких как Аз-Захаби, имам аль-Газали, ибн аль-Джавзи и др. И, что удивительно, нигде не находим тех ужасов и разоблачений, которые известны нашим коллегам-журналистам и их просвещённым товарищам. Вот и думай потом, зачем и для чего нужно очернять человека. 

В школе, когда проходили роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», учитель рассказала нам, что замысел книги сам автор раскрывает так: «Вся моя повесть направлена против дворянства…» Великий писатель, разоблачая этот класс, показал лучших из них, которые, тем не менее, – люди слабые, недостойные. «Если сливки плохи, что же молоко?» Может, и авторы той передачи взяли на вооружение этот приём и постарались убедить нас в чём-то подобном… 
 

Азиз Мичигишев