05 Мая
2024 года
поделиться

Гнев губит человека

Один из пороков человека, с которым ему обязательно нужно бороться, – подчинение гневу. Плох тот, который быстро впадает в гнев и поддаётся ему.

При этом слабость человека перед собственными эмоциями, выражающаяся, в частности, в гневливости, не зависит, как правило, от того, обладает ли он сильным или хлипким телом. 

Пророк ﷺ сказал: «Силён не тот, кто может повергнуть других, силён тот, кто владеет собой во время гнева» (аль-Бухари).

На сегодняшний день мы часто становимся свидетелями, как в порыве гнева человек разрывает всякие отношения с женой, родственниками, о чём ему потом приходится сожалеть всю оставшуюся жизнь. 

Дорогие читатели! Постараемся раскрыть причины возникновения гнева и найти пути избавления от него. 

Одной из главных причин возникновения гнева являются злоба и зависть. О том, что гнев является порицаемым качеством, говорится во многих хадисах Пророка ﷺ. 
Один человек попросил Посланника Аллаhа ﷺ сделать ему наставление, на что получил ответ: «Не гневайся». Тогда этот человек повторил свою просьбу второй и третий раз – и каждый раз получал ответ: «Не гневайся» (аль-Бухари).

В другом хадисе сообщается, что Абдулла ибн Амр رضي الله عنه спросил Пророка ﷺ о таком качестве характера, которое позволит ему избежать гнева Всевышнего Аллаhа, на что Посланник Господа ﷺ сказал: «Не гневайся» (Ахмад).

Разумный человек не должен поддаваться гневу, потому что иблису (сатане) легче всего ввести в заблуждение человека, когда тот находится в гневе. Не будь поспешен, воистину поспешность заставит тебя ошибиться. Не будь деспотичным и суровым, сторонись вспыльчивости, ведь шайтан играет со вспыльчивым человеком, подобно ребёнку, играющему с мячом.

Сущность гнева

Это возбуждение в крови, вызванное желанием отомстить. Если человек гневается на того, кто сильнее его самого, да ещё осознаёт, что не имеет возможности выместить свою злость, тогда кровь сокращается под кожей и перемещается в сердце, превращаясь в бессильную печаль, и кожа такого человека приобретает желтоватый оттенок.

Если же человек гневается на того, кто равен ему в положении и силе, то кровь его мечется между расширением и сокращением. Тогда цвет его лица меняется: то краснеет, то желтеет, и человек ведёт себя неадекватно, потому что возможность отомстить – главный источник, откуда черпаются силы для гнева.

Когда гнев начинает разгораться и полыхать, то он ослепляет человека и делает его глухим к любым наставлениям и увещеваниям, потому что гнев подступает к мозгу и закупоривает пути человеческой мысли. Далее, по мере развития, гнев продолжает свой путь и переходит на органы осязания, плотной пеленой затягивая зрение, и тогда человек перестаёт видеть вещи в их истинном свете. Мозг человека, ослеплённого гневом, похож на пещеру, объятую пламенем, от которого она наполнилась дымом, а её своды почернели. До этого там была небольшая лампа, однако от плотного угара она потухла. В этой пещере невозможно сделать ни шагу, нельзя услышать ни слова, а через мрак не проглядывается никаких очертаний, так что нет никакой возможности потушить это пламя. Гнев оказывает точно такое же влияние на мозг и сердце человека. 

Гнев влияет не только на душу, но и на внешность человека: цвет его кожи меняется, действия органов становятся беспорядочными. Если бы разъярённый человек посмотрел на себя со стороны и увидел, как мерзко он выглядит в данный момент, то испытал бы отвращение к самому себе. При этом надо помнить, что уродство, скрытое в душе, намного страшнее, чем то, которое отразилось на внешности. 

Причины, возбуждающие гнев, и способы исцеления

Как известно, исцеление от любой болезни происходит путём уничтожения самой её сущности и устранения приводящих к ней причин.
Причин для появления гнева много, а самыми распространёнными из них являются следующие: самолюбование, подшучивание, оспаривание чьих-то взглядов, противодействие, предательство, чрезмерное устремление к излишеству в деньгах, стремление к славе. Все эти качества порицаемы в религии, и верующему следует заменить их противоположными, благородными качествами. Таким способом удастся разрушить саму суть и основу гнева, а также приводящие к нему причины.

Если же гнев уже разгорелся, то лечиться необходимо следующими способами:

1) Необходимо вспомнить пророческие хадисы, повествующие о достоинстве воздержания от гнева, о прощении, выдержанности, благоразумии и терпении. 

2) Чтобы избавиться от гнева, следует помнить о наказании, которому Всевышний может подвергнуть гневающегося. 

В одном из прежних Писаний, ниспосланных Всевышним, говорилось: «О сын Адама, помни обо Мне, когда гневаешься, и Я вспомню о тебе, когда Сам буду в гневе на тебя, и не накажу тебя с теми, на кого падёт Моя кара».

3) Человек должен помнить о дурных последствиях враждебности, попирания чужой чести, унижения достоинства и насмешек над другими людьми, если они оказывались в беде. Никто из людей не проходит эту жизнь без бед и испытаний. 

4) Человек должен помнить, что,  гневаясь, он гневается на то, что произошло по воле Всевышнего. 

5) Сохранение молчания. Сообщается со слов Ибн Аббаса رضي الله عنه, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Если ты разгневался, то молчи» (Ахмад).

6) Обращение к Господу с мольбой о защите от сатаны. 

Сообщается, что Сулейман ибн Сурад رضي الله عنه сказал: «Я сидел вместе с Пророком ﷺ, когда два человека рядом стали ругаться друг с другом. При этом у одного из них покраснело лицо, вздулись вены. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Я знаю слова, сказав которые он отвёл бы от себя то, что сейчас испытывает. Если бы он сказал: «Обращаюсь к Аллаhу ﷻ за защитой от шайтана», – его бы покинуло то, что он сейчас испытывает» (аль-Бухари).

7) Смена позы. Если во время гнева человек стоит, то ему следует сесть, а если сидит, то надо принять лежачее положение. 
Сообщается со слов Абу Хурайры رضي الله عنه, что Пророк ﷺ сказал: «Если кто-либо из вас разгневается в то время, когда стоит, то пусть сядет, и если гнев не пройдёт, то пусть ляжет» (Ахмад).

Смысл такой смены позы заключается в том, чтобы человек приблизился к земле, из которой был создан, вспомнил свою первооснову, смирился, укротил свой пыл и унизил свою надменность, ведь ярость произрастает из высокомерия.

8) Совершить омовение. Если человека охватывает гнев, то одним из методов его подавления является омовение, как об этом сообщается в хадисе Посланника Аллаhа ﷺ: «Воистину, гнев от шайтана, и, воистину, шайтан создан из огня, огонь же тушат водой, поэтому если кто-либо из вас разгневается, то пусть совершит омовение» (Ахмад). 

Пусть Всевышний поможет нам побороть гнев и не натворить поступков, о которых потом будем очень сожалеть. Амин. 
(«Танбих»)

Мухаммад-фарук Азимов