Побороть мысли – это полдела, а как избавиться от нищеты – очень непростой квест, который проходит человечество с момента появления на планете Земля.
Когда пророка Адама عليه السلام и Еву переселили из Рая на Землю, у них не было ничего, никаких материальных благ. Но они приспособились к новым условиям, научились жить, и у них получилось. С тех времён далёких мы гонимся за материальными благами и боремся с бедностью с переменным успехом.
В календаре даже есть специально выделенный Международный день, посвящённый этой борьбе за ликвидацию нищеты, он отмечается ежегодно 17 октября (International Day for the Eradication of Poverty).
Именно в этот день в 1987 году свыше ста тысяч человек собрались в Париже, чтобы заявить, что нищета является нарушением прав человека, и подтвердили необходимость совместными усилиями добиваться соблюдения этих прав. Их благородная идея получила поддержку во всём мире, и это заявление было написано на памятном камне. Копии этого каменного документа были открыты по всему миру и служат местом сбора для отмечающих этот день.
Масштабы и степень нищеты в современном мире вызывают тревогу. Это одна из глобальных проблем человечества. Нищета оказывает непосредственное влияние не только на жизнь отдельного человека, но и на общество в целом, на уровень его материального прогресса и гражданского развития.
Более одного миллиарда человек в современном мире живут в неприемлемых условиях нищеты. Люди во многих странах Африки и Азии недоедают. 30000 человек в мире умирают каждый день, потому что они слишком бедны, чтобы остаться в живых (такие цифры приводит профессор А. Б. Догавара, 2006).
Нет нужды говорить, что для решения проблемы нищеты необходимо построить социальную структуру, свободную от эксплуатации, угнетения и концентрации богатства в руках немногих людей. Соответственно, различные общины на протяжении веков применяли различные подходы к сокращению масштабов нищеты, в зависимости от уровня развития, степени бедности, обеспеченности ресурсами, идеологии, политической приверженности и т. д.
Одной из быстро набирающих силу стратегий сокращения бедности, особенно в капиталистических экономиках, является политика «социального обеспечения», которая отнимает часть богатства у имущих и отдаёт его неимущим с целью поддержания баланса и социальной справедливости в обществе.
Разные эксперты высказывают противоположные мнения о социальном обеспечении через распределение богатства. Первая точка зрения, которую отстаивают капиталистические экономисты, рассматривает социальное обеспечение как средство отнятия богатства у трудолюбивых членов общества, что становится причиной недовольства и стимулирует людей скрывать свои доходы. Противоположная точка зрения, которую в основном отстаивают социалистические экономисты и капиталистические социологи, отстаивает социальное благосостояние и распределение богатства через отмену частной собственности и социализацию средств производства как панацею от проблем бедности.
Учёные, экономисты и философы не пришли к единому мнению по вопросу избавления человечества от нищеты. Есть даже идеологи, которые считают, что для мирового баланса необходимо, чтобы большая часть населения не была богатой. По их мнению, если все будут богатыми, то мировой порядок рухнет, никто не захочет работать, некем будет управлять, схема «заказчик – исполнитель» не будет работать, никто не захочет рисковать жизнью и браться за тяжёлую и сложную работу, некому будет защищать границы и охранять имущество, люди предадутся гедонизму и в итоге наступит хаос. На эту тему идут бесконечные споры между учёными, экономистами, философами.
Несмотря на то, что материальные блага не являются единственными составляющими благосостояния общества в широком смысле этого слова. Считается, что благосостояние может быть обеспечено при наличии определённых материальных целей, которые включают ликвидацию нищеты, удовлетворение основных потребностей всех людей, полную занятость, справедливое распределение доходов и богатства.
Человек был создан с различными способностями и возможностями. Например, некоторые более умны, в то время как другие более трудолюбивы. Плюс к этому среда пребывания и внешние факторы дают неравные шансы всем людям на получение материальных благ. Эти различия в конечном счёте приводят к неравенству доходов и последующим различиям в распределении накопленного богатства.
То, что это был порядок для всех поколений человеческой цивилизации и истории, не может быть оспорено. Ещё более тревожно, согласно Самилю Хунзу, то, что если неравенство будет сохраняться и расширяться в течение значительного периода времени, то оно неизбежно может привести к социальному кризису, к абсолютной бедности части населения, возрастанию протестных настроений и вылиться в революционные процессы.
Единственные, кто придерживается более или менее единого мнения по вопросу избавления человечества от нищеты, – это мусульманские учёные. Они делают акцент на использовании потенциала системы выплаты закята, который является одним из пяти столпов религии Ислам.
Закят, как эффективный инструмент социального служения в Исламе, направлен на благополучие человека, которое является бесспорной целью всех развитых обществ и цивилизаций.
В Исламе первостепенное значение придаётся социальной справедливости и недопущению ущемления прав и свобод людей, независимо от конфессиональной принадлежности, классово-сословных предрассудков.
В течение более чем четырнадцати столетий закят способствовал развитию благосостояния общества через борьбу с нищетой, ущемлением прав людей.
Практика выплаты закята – старейшая из всех организованных экономических систем, она обеспечивает равновесие в распределении материальных благ и способствует избавлению общества от бедности и нищеты. В нём заложена забота о справедливом распределении благ и придаётся большое значение личной свободе и сохранению достоинства каждого отдельного человека.
Институт закята решает проблему различных уровней доходов. Побуждает богатых заботиться о нации посредством выделения закята в пользу упомянутых в Коране восьми категорий людей. Социальное служение через выплату обязательного закята, добровольных пожертвований, также запрет на ростовщичество и порицание расточительства способствуют исчезновению монополии и накопления богатства в одних руках, экономических махинаций и спекуляций. Главный стимулятор экономического благосостояния общества, в котором не будет ни трущоб, ни эксплуатируемого пролетариата, ни эксплуатирующей буржуазии, – это богобоязненность, следование примеру Пророка Мухаммада r, который говорил, что мусульманин не заснёт, зная, что его сосед голодает.
Доктринальные основы института закята не предполагают, что богатые должны стать беднее, и не пытаются удержать всех на одном уровне благосостояния. В нём просто заложен механизм борьбы с нищетой и стимул стремиться помогать тем, кто оказался в трудной ситуации, при этом укрепляя и сохраняя свой капитал.
Мухаммад Алимчулов