Тот, чьё сердце переполнено верой
вторым праведным халифом – правителем мусульман Умаром аль-Фаруком رضي الله عنه.
Этот город строился как новый центр призыва к религии Всевышнего. И вот уже множество мусульман со всех концов Аравийского полуострова переселяются в новый город. Люди едут из Неджда, Хиджаза, Йемена. Среди переселенцев из Неджда был и юноша из племени Бану Тамим по имени Амир ибн Абдуллах. Красивый лицом, с чистой душой и богобоязненным сердцем, он был равнодушен ко всему мирскому, его стремлением были лишь довольство и познание Всевышнего.
Главным человеком в Басре в то время был благородный сподвижник Абу Муса аль-Ашари رضي الله عنه. Именно он был правителем этого нового процветающего города, а также имамом, учителем и наставником, указующим жителям Басры путь ко Всевышнему Аллаhу.
Амир почти не отходил от Абу Мусы رضي الله عنه, сопровождая его повсюду – и в мирной жизни, и на войне, в покое и в пути. Он и перенимал от него знания из Божественного Писания (Корана) и хадисы Посланника Аллаhа ﷺ, так что между ним и Пророком ﷺ в цепочке передатчиков был только один человек. Благодаря своему духовному наставнику Амир обрёл глубокое понимание в религии.
Когда Амир достиг глубоких знаний, о которых мечтал, он разделил своё время на три части. Первую часть он проводил в мечети Басры, в кружках, где поминали Всевышнего Аллаhа и передавали знания. Там он обучал людей Корану и его науке. Вторую часть своего времени Амир посвящал уединению и поклонению, выстаивая по ночам молитвы до боли в ногах. А третью часть своего времени Амир посвящал усердию на пути Аллаhа ﷻ. Ни для чего иного в его жизни не было места. Поэтому он прославился самым богобоязненным и равнодушным к мирским благам человеком во всей Басре.
Один из жителей Басры рассказывал:
– Однажды я отправился в путь с тем же караваном, что и Амир ибн Абдуллах. С наступлением ночи мы остановились в местечке, где была вода и росли деревья. Амир собрал свои вещи, привязал коня к дереву, сделав повод длинным, собрал достаточно травы и разных растений для него и бросил перед ним, чтобы он ел. Потом он скрылся среди деревьев и направился вглубь рощи. Я сказал себе: «Клянусь Аллаhом ﷻ, я непременно последую за ним и погляжу, что он будет делать там, в роще, этой ночью». Он шёл, пока не добрался до места, где деревья росли плотно и закрывали его от людских глаз. Он повернулся в направлении киблы и стал совершать молитву. И я никогда не видел более совершенной и смиренной молитвы. После намаза он обратился ко Всевышнему со словами: «Мой Господь, Ты создал меня посредством Своего веления и поместил меня в этот полный испытаний мир по воле Своей, а потом сказал мне: “Удержи себя от всего запретного, порицаемого и нежелательного”. Но как же мне удержаться, если Ты не удержишь меня Своей заботой, о Всесильный, о Могущественный! Мой Господь, поистине, Ты знаешь, что если бы мне принадлежал весь этот мир со всем, что в нём, а потом меня попросили бы отдать его в обмен на Твоё довольство, я бы отдал его. Поистине, я полюбил Тебя такой любовью, что любая беда сделалась для меня ничтожной, и я доволен всем, что Ты предопределил мне. И теперь, когда у меня есть эта любовь к Тебе, для меня не важно, что случится со мной утром и что случится со мной вечером...»
Далее он рассказал:
– А потом дремота стала одолевать меня, а Амир всё ещё находился в молитве ко Всевышнему. Когда стало светать, я проснулся и заметил, как он совершает обязательную молитву, а потом обратился к Аллаhу ﷻ с такой мольбой: «О Аллаh ﷻ! Вот наступил рассвет, и люди отправляются в путь в поиске Твоей милости, и у каждого из них есть потребность. А потребность Амира заключается в том, чтобы Ты простил его. О Аллаh ﷻ! Дай же мне то, о чём я прошу, и дай людям то, в чём нуждаются они, о Щедрейший! О Аллаh ﷻ, поистине, я просил Тебя о трёх вещах, и Ты даровал мне две из них и не даровал третью. О Аллаh ﷻ, даруй же мне и третью, чтобы я мог поклоняться Тебе так, как я желал бы!»
После этого он встал со своего места и заметил меня. Он понял, что я наблюдал за ним этой ночью, и испугался и встревожился. Опечаленный, он сказал мне:
– Я вижу, ты следил за мной этой ночью, мой брат?
Я ответил:
– Да.
Тогда он попросил:
– Скрой то, что ты видел, и да сокроет Аллаh ﷻ твои грехи.
Я сказал:
– Клянусь Аллаhом ﷻ, ты должен рассказать мне о тех трёх вещах, о которых ты попросил Господа, а иначе я расскажу людям то, что я видел сегодня ночью.
Он воскликнул:
– Горе тебе, не делай этого!
Я был непреклонен:
– Я уже сказал тебе всё...
Увидев моё упорство, он согласился:
– Хорошо, я расскажу тебе, но поклянись Аллаhом ﷻ, что никому не расскажешь об этом.
Я поклялся Аллаhом ﷻ, что никому не открою его тайну, пока он жив.
Он начал своё пояснение:
– Я ничего не боялся для своей религии так, как женщин, и я попросил своего Господа забрать из моего сердца любовь к ним, и Он ответил на мою мольбу, и теперь мне всё равно, женщину я увидел или стену.
Я сказал:
– Это первое. А второе?
– Второе – я попросил моего Господа сделать так, чтобы я не боялся никого, кроме Него. И теперь, клянусь Аллаhом ﷻ, я не боюсь ничего и никого ни на земле, ни в небесах, кроме Него.
Я спросил:
– А что же третье?
Он ответил:
– Я попросил моего Господа сделать так, чтобы я вообще не спал и мог поклоняться Ему ночью и днём, как сам того желаю. Но этого Он мне не даровал.
Услышав это, я сказал ему:
– Пожалей себя, ибо, поистине, ты проводишь ночь в молитве и постишься днём, и, поистине, Рай можно заслужить меньшими усилиями и от Огня можно уберечься, испытывая меньше тягот и страданий, чем испытываешь ты.
Он сказал:
– Поистине, я боюсь горько пожалеть потом, когда сожаление уже не принесёт пользы. И клянусь Аллаhом ﷻ, я непременно буду усердствовать в поклонении до тех пор, пока у меня будет такая возможность. И если я спасусь, то по милости Аллаhа ﷻ, а если попаду в Огонь, то за мои упущения...
Амир ибн Абдуллах не только был одним из тех, кто посвящает ночь поклонению Всевышнему, но и принадлежал к числу тех, кто днём превращался в благородных и бесстрашных воинов. Когда глашатай созывал людей для участия в походе на пути Господа, Амир непременно внимал этому призыву одним из первых. Собираясь в поход вместе с остальными, он внимательно смотрел на людей, чтобы выбрать себе товарищей. Выбрав тех, кто казался ему подходящим окружением, он говорил этим людям:
– Поистине, я хотел бы держаться вместе с вами, но поставлю вам три условия.
Они спрашивали:
– Какие же?
Он отвечал:
– Во-впервых, я буду прислуживать вам, и никто из вас не станет оспаривать у меня это занятие. Во-вторых, я буду муэдзином (призывающий на молитву) для вас, и никто из вас не будет оспаривать у меня это занятие. И, в-третьих, я буду расходовать на вас по мере своих возможностей.
И если они соглашались, то он присоединялся к ним. А если кто-то из них не соглашался с чем-то, то он присоединялся к другим.
(Продолжение следует.)
Адиль Ибрагимов