27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Линия - доверия

Истерика в детском саду

Мой мальчик уже полгода не может адаптироваться в новом детском саду. Каждый день для нас – плач и уговоры.

Он всё просится к воспитательнице из прошлого садика, к которой сильно привязался. А с новыми воспитателями идти на контакт отказывается. Посоветуйте, чем можно ему помочь?  

Карина, г. Санкт-Петербург

Ответ психолога:

Полгода – достаточно большой срок, чтобы ребёнок, даже очень привязчивый, перестал тянуться к старой воспитательнице. Тут дело, скорее всего, не в ней, а в том, что при ней он в группе чувствовал себя безопаснее. В силу разных обстоятельств в прошлой группе мог сложиться очень хороший психологический климат, и ваш ребёнок спокойно там себя чувствовал. Я просто исключаю то, что в новом садике воспитатели не приложили за полгода усилий понравиться вашему сыну. Вряд ли вы не обратили бы на этот факт внимания. Тут другое.

Проблема в том, что в прошлом садике мальчик привык к тому, что он в кругу детей и они все взрослеют вместе и вместе всё больше и больше понимают. А тут новые дети, которые взрослели без него, и у них уже своя устоявшаяся иерархия. Мальчики ещё в садике, едва достигнув возраста трёх-четырёх лет, стремятся утвердиться и выстроить шкалу от самого сильного к самому слабому. Вот ваш мальчик и не может попасть в эту шкалу. Они его как новенького и как мальчика, который часто плачет, автоматически поместили в разряд самого слабого. А вашему сыну, естественно, этот статус не нравится. Наверняка они ещё и дразнят его плаксой и дружить с ним не хотят. А те, что не против с ним дружить, не делают этого из страха, что потом и с ними не станут дружить. Тут масса своих подводных камней. 

Воспитатели должны приложить усилия – не для того чтобы понравиться вашему мальчику и таким образом его удерживать, а для того чтобы помочь ему стать частью детского коллектива. Этому обычно способствуют какие-то командные игры, совместные занятия, где ваш сын мог бы себя проявить. Наверняка же что-то он может делать хорошо. 

Ответ богослова:

Выдающийся учёный Абу Хамид аль-Газали пишет: «Ты знай, что ребёнок дан родителям на хранение, его чистое сердце является драгоценной жемчужиной, и какой бы узор мы ни высекли на нём, оно принимает его». То есть ребёнок дарован Всевышним на хранение в первую очередь родителям. Именно они ответственны за его духовно-нравственное воспитание, за его здоровье и благополучие. 

Воспитатели в детском саду, а в последующем и учителя в школе также несут ответственность за воспитание и образование своих подопечных. И это действительно огромная миссия и благо. Порою ребёнок получает от учителей и воспитателей те навыки, которые он не может получить в семье от родителей, родственников. Поэтому очень важно каждому родителю обращать внимание на то, куда и кому он вверяет свою драгоценную жемчужину. 

В плане адаптации ребёнка к новому воспитателю, думается, для опытного специалиста нет ничего сложного найти к нему подход и вызвать у него интерес и любовь к себе. 

Каждый родитель должен помнить об изречении Посланника Господа ﷺ: «Лучшее, что может дать родитель своему ребёнку, – это хорошее воспитание» (Ахмад, ат-Тирмизи). Каким образом он это сделает, зависит от степени переживания и любви к своему чаду.