11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Дисциплина и правило пропущенной тренировки

С одной стороны, сегодня, когда отовсюду мы слышим о свободе и самоопределении, само понятие «дисциплина» применительно к воспитанию детей может показаться неактуальным.

Оно ассоциируется с чем-то категоричным, строгим, характерным для армейской подготовки. А от таких подходов система воспитания и образования детей постепенно отказывается (хотя и не везде). 

С другой стороны, без установки правил и чётких границ едва ли можно сформировать у ребёнка эмпатию, научить его осознавать последствия своих поступков и взаимодействовать с семьёй и внешним миром. 

Как-то мне встретилась цитата учёного-богослова, досточтимого шейха Хасана-афанди: «Дисциплина для детей, как удобрение для поля». При кажущейся простоте она зацепила моё внимание. И вот почему. 

Если уже с раннего возраста приучать ребёнка к дисциплине (в рамках разумного), «удобряя» таким образом характер, то самому же ребёнку можно существенно упростить дальнейшую жизнь: ему будет легче учиться, выполнять домашние обязанности, строить отношения с другими людьми. 

Что я имею в виду, говоря о «рамках разумного»? Прежде всего опасность скатиться к авторитарному или, напротив, «разрешающему» методам воспитания, которые построены либо на опасной для ребёнка системе наказаний, либо на вседозволенности. 

В последнее время психологи и педагоги говорят о так называемой «позитивной дисциплине». Дисциплина как таковая, по определению, – правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка, строгое и точное соблюдение правил, принятых человеком (людьми) к выполнению. Позитивную же дисциплину специалисты предлагают понимать не как навязывание норм и правил, а как модель, основанную на сотрудничестве, уважении, понимании своей ответственности и независимости. Цель позитивной дисциплины заключается в том, чтобы дети поняли правила, которые обеспечат им безопасность, а не пытались соответствовать образу «хорошего» ребёнка: с позиции этой модели детей вообще не принято делить на хороших и плохих. Сторонники такого подхода прививают детям ответственность, а также объясняют, что каждое действие имеет последствия, и учат их правильно вести себя в той или иной ситуации. 

Не менее интересно поразмышлять о роли дисциплины в жизни взрослого человека. И здесь более актуальным будет понятие самодисциплины, которое подразумевает контроль собственного поведения по отношению к себе и другим людям, воспитание в себе силы воли. В сущности, речь опять же идёт о соблюдении правил и границ, только взрослый человек устанавливает их самостоятельно и сам же следит за их соблюдением. Но зачем дисциплина взрослому, ведь он уже и без того ответственный и независимый (а если это не так, он вряд ли будет развивать самодисциплину)? Я вижу как минимум три положительных следствия самоконтроля. 

1. Первое – самое банальное – приведение своей жизни в порядок. Если вы придерживаетесь определённого распорядка дня, встаёте в одно и то же время, ложитесь спать до 23-х часов, следите за своим питанием, систематически занимаетесь спортом – вы как минимум будете лучше себя чувствовать, станете меньше болеть, повысите работоспособность и общее качество своей жизни. 

2. Второе – дисциплина помогает в достижении целей. Мы понимаем, что в нашей жизни от нас зависит далеко не всё, однако можем постараться, по крайней мере, сделать то, что в наших силах. Приведу пример из сферы спорта. Когда я выступала на соревнованиях и мы со сборной готовились к тому или иному турниру, помимо общих тренировок мы занимались самостоятельно, каждое утро вставая на пробежку. Разумеется, у тренера не было возможности контролировать каждого спортсмена – и утренняя пробежка была, как говорится, «на нашей ответственности». Но тренер говорил: «Если вы проиграете и вам не хватит одного балла до победы, вспомните ту утреннюю пробежку, которую вы пропустили, и поймёте, где недоработали». И, надо сказать, правило «пропущенной тренировки» действует не только в спортивной сфере. Забыли принять лекарства в срок – и снова подхватили вирус. Решили, что можете не повторять учебный материал ежедневно, – и провалили экзамен. 

3. Наконец, третье следствие самоконтроля – формирование положительных привычек. Говорят, действие входит в привычку, если повторять его в течение 40 дней. Никак не можете дочитать книгу – попробуйте на протяжении 40 дней читать хотя бы по несколько страниц. Стремитесь готовить полезный завтрак вместо перекусов по дороге на работу – начните вставать на полчаса раньше, выделяя время на утренний приём пищи, – и через 40 дней вы забудете, что такое кофе и булочка на ходу. Каждый день выделяйте хотя бы 10 минут на массаж лица – и через полтора месяца вы решите, что вполне можете обойтись без дорогостоящего косметолога. Через 40 дней выбранное действие будет совершаться на автомате – и вы сможете сосредоточиться на других вещах. Плюс есть такой психологический момент: то, что совершается систематически и понемногу, перестаёт казаться сложным и труднодостижимым. 
 

Малика Воронина/ г. Санкт-Петербург