05 Мая
2024 года
поделиться

Достоинство и вред языка

Язык – орган речи, дарованный нам Всевышним как великое благо, – мал по своей величине, однако велик в принесении как пользы, так и вреда.

Сегодня мы расскажем о бедах и последствиях греха, который совершается посредством языка, чтобы каждый из нас мог постараться избежать их в своей жизни. 

При помощи этого маленького органа человек изъявляет свои желания, выражает чувства, говорит о нужде, выступает в свою защиту и изливает душу.

Посредством его он поддерживает беседу с собеседником и не даёт скучать спутнику. Язык – причина падения человека или его возвышения.

Нет предела применению языка, так же как нет границ и предела его возможностям. Язык может служить одинаково и во благо, и во вред. Он приводит к мучениям каждого, кто распустил его, забыл контролировать. Того, кто не следит за своим языком и даёт ему волю, шайтан (сатана) завлекает в свои ущелья и бросает в глубокую пропасть. И уберечься от вреда, приносимого несдержанным языком, сможет лишь тот, кто обуздал его, следуя предписаниям своей веры. 
Каждому верующему следует оберегать свой язык, произнося лишь речи, в которых есть явная польза для его мирской, последней жизни. В случае когда от его слов или молчания будет одинаковая польза, для него лучше будет молчать. Потому что дозволенная речь порой может привести к запретному или нежелательному действию в религии, что зачастую и происходит. Важно обезопасить себя от этого.

Бедствия, доставляемые языком, следующие: оплошность, ложь, хула (злословие), сплетни, непристойность, хвастовство и обеление себя, ненужные разговоры, споры и пререкания, причинение людям страданий и посягательство на их честь. 

Верующий должен избегать всего вышеперечисленного, ибо он непременно будет спрошен за всё это и получит соответствующее воздаяние. 

Абу Хурайра رضي الله عنه передаёт, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаhа ﷻ и в Последний день, говорит благое либо молчит» (аль-Бухари).
Одной из сторон красоты религии является отречение от всего, что не приносит человеку пользы. Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Одно из качеств верующего – он отказывается от того, в чём для него нет пользы» (ат-Тирмизи).

Задумайтесь, насколько серьёзны последствия этого дела и какова может быть опасность слов, произносимых языком человека. Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Поистине, раб Аллаhа ﷻ может сказать одно слово, не придавая этому значения, за что он будет погружён в Ад на расстояние, подобное расстоянию между востоком и западом» (аль-Бухари).

Хула и её последствия

Наиболее распространённой болезнью языка является хула. Хула – это когда за спиной человека говорят о нём то, что ему не понравилось бы. И неважно, говорят ли о недостатках внешности, происхождении, качествах, делах, словах, религии, имуществе, одежде, доме или машине.

Абу Хурайра رضي الله عنه рассказывал, что Пророк ﷺ спросил: «Знаете ли вы, что такое хула?» Сподвижники رضي الله عنه ответили: «Аллаh ﷻ и Его Посланник ﷺ знают лучше!» Тогда Пророк ﷺ пояснил: «Это поминание тобой твоего брата (за его спиной) тем, что ему не нравится». Один человек спросил: «А если то, что я скажу, и вправду есть в нём?» На что Пророк ﷺ ответил: «Если то, что ты сказал, и вправду есть в нём, то ты совершил хулу, а если у него этого нет, тогда ты оклеветал его» (Муслим).
Этими словами Посланник Аллаhа ﷺ пояснил нам разницу между хулой и клеветой. Наговаривать на человека запретно независимо от того, является ли он верующим или неверующим, благочестивым или нечестивцем. 

Хула не сводится только к словам. К хуле также относятся намёки, знаки рукой, головой, глазами, а также переписка, комментарии и т. п.
Поэтому в первую очередь мы сами должны остерегаться этого греха и не давать другим посягать на честь своего брата или сестры по вере.

Насмешки и приколы

Насмешки – это глумление над людьми, унижение их чести, указывание на их недостатки или пороки, что может выражаться в словах, делах или даже в знаках.
Худший вид насмешек – это насмешки над религией и её последователями. Тяжесть такого поступка очень велика. Учёные едины во мнении, что насмешки над Всевышним, Его религией и Его Посланником ﷺ приводят человека к неверию.

Посланник Аллаhа ﷺ предостерёг от того, чтобы смешить людей разными выдуманными историями. «Горе тому, кто говорит ложь, чтобы рассмешить людей, горе ему и ещё раз горе ему!» (Ахмад).

 Пророк ﷺ сказал, обращаясь к своим сподвижникам: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?» Они ответили: «Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскрешения принесёт с собой молитвы, посты и закят (милостыню), но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвёртого и ударил пятого. И тогда придётся ему отдавать из своих благих дел одному, потом другому, а если запас его благих дел иссякнет, прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из их грехов станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Ад» (Муслим). («Танбих»)

Мухаммад-фарук Азимов