28 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Знания возвеличивают раба до уровня господина

Перенесёмся в первую декаду месяца Зуль-Хиджа (12-й месяц лунного года согласно мусульманскому календарю)

97-го года хиджры (мусульманское летоисчисление, которое начинается с момента переселения Пророка из Мекки в Медину). У древнего Дома (Каабы) собралось множество паломников, прибывших из разных областей, – кто верхом, а кто и пешком. Были среди них старые и молодые, мужчины и женщины, темнокожие и светлокожие, арабы и неарабы, господа и простые люди. Все они прибыли к Господу миров, испытывая страх перед Ним и надеясь на Его милость. 

Сулейман ибн Абд аль-Малик, правитель мусульман, тоже обходил Каабу, обнажив голову. Он шёл босой, на нём были только изар (кусок полотна, которым оборачивали нижнюю половину тела) и накидка. Он ничем не выделялся среди остальных людей – своих братьев по вере. Позади него шли два его сына. Завершив обход Каабы, он подошёл к одному из своих приближённых и спросил его: 

– Где ваш товарищ? 

Тот ответил: 

– Он там, совершает молитву. 

Правитель вместе со своими сыновьями направился туда, куда ему указали. Его приближённые хотели было последовать за ним, освобождая ему дорогу, чтобы он не пострадал в давке, но Абд аль-Малик велел им не делать этого, сказав: 

– Сейчас нет разницы между царями и простым людом, и лишь принятие деяний и богобоязненность могут превознести одного над другим. Возможно, что прибудет к Аллаhу ﷻ человек со взъерошенными волосами и покрытый пылью – и Он примет его так, как не примет царей.
Потом он направился к человеку, о котором спрашивал, и обнаружил, что тот всё ещё совершает намаз. Люди сидели позади него, справа и слева. Халиф сел там, где было свободное место, и посадил рядом своих сыновей. Юноши пристально смотрели на этого человека, к которому пришёл их отец – повелитель верующих. Они сидели вместе с простыми людьми, ожидая, пока он закончит молиться. Когда он повернулся, они увидели перед собой пожилого эфиопа – чернокожего, с курчавыми волосами и плоским носом. 

Итак, завершив молитву, этот человек повернулся в ту сторону, где сидел халиф. Сулейман ибн Абд аль-Малик поприветствовал его, и тот ответил на его приветствие. После этого халиф стал спрашивать его об обрядах хаджа по порядку, и этот человек давал ему исчерпывающие ответы на каждый его вопрос, приводя при этом хадисы Посланника Аллаhа ﷺ. Выслушав все ответы, халиф произнёс: 

– Да воздаст тебе Аллаh ﷻ благом!

Потом он велел своим сыновьям:

– Вставайте!

Они поднялись, и все трое направились к холмам Сафа и Марва, чтобы совершить обрядовое прохождение между ними. По пути юноши услышали, как глашатай объявляет: 

– О верующие! Сегодня в этом месте фетвы (решения по религиозным вопросам) даёт Ата ибн Абу Рабах, а если его не будет, то – Абдуллах ибн Абу Наджих. 

Один из юношей посмотрел на отца и спросил:

– Как же так? Глашатай повелителя верующих объявил, что люди не должны обращаться за фетвами ни к кому, кроме Аты ибн Абу Рабаха и его товарища, а мы пошли за фетвами к этому человеку, который даже не уделил халифу должного внимания! 

Сулейман ответил сыну: 

– Этот человек, которого ты видел, сынок, и перед которым мы сидели со смирением, и есть Ата ибн Абу Рабах, дающий фетвы в Заповедной мечети аль-Харам и сменивший на этом важном посту АбдАллаhа ибн Аббаса رضي الله عنه после его кончины. 

Затем халиф продолжил:

– Приобретайте знания, сыновья мои! Поистине, знания возносят скромного, заставляют пробудиться ленивого и нерадивого и поднимают рабов до уровня царей. 

Сулейман ибн Абд аль-Малик не преувеличивал, когда говорил сыновьям о важности знаний. Ата ибн Абу Рабах в детстве был рабом и принадлежал некой женщине из числа жителей Мекки. Но Всевышний почтил этого эфиопа, поставив его на путь приобретения знаний. 

Ата разделил своё время на три части. Одну часть он посвящал своей госпоже. При этом он безупречно прислуживал ей и соблюдал её права наилучшим образом. Вторую часть своего времени он посвятил Господу, поклоняясь Ему с усердием и искренностью. Третью часть своего времени он уделял приобретению знаний. Ата приходил к сподвижникам, которых застал, и без устали черпал из чистейшего источника знания. Он перенимал знания от Абу Хурайры رضي الله عنه, АбдАллаhа ибн Умара رضي الله عنه, АбдАллаhа ибн Аббаса رضي الله عنه, АбдАллаhа ибн аз-Зубайра رضي الله عنه и других благородных сподвижников. Он приобрёл много знаний, обретя глубокое понимание религии, и знал очень много хадисов Посланника Господа ﷺ.

Увидев, что её невольник посвятил себя служению Господу и приобретению полезного знания, мекканка отпустила его на свободу, надеясь на довольство Творца. С того дня Ата почти не покидал мечеть аль-Харам. Эта мечеть стала для него домом, в котором он жил, школой, в которой он учился, и местом поклонения Всевышнему.

Историки утверждают, что Ата ночевал в мечети около двадцати лет. Благородный последователь сподвижников, Ата ибн Абу Рабах достиг в приобретении знаний таких высот, что мало кто из его современников мог с ним сравниться. 

Рассказывают, что однажды Абдуллах ибн Умар رضي الله عنه, совершая малый хадж (умру), руководил молитвой жителей Мекки, и после молитвы люди обступили его, задавая вопросы. АбдАллаh сказал: 

– Вы меня удивляете, о жители Мекки! Неужели вы спрашиваете о чём-то меня, когда среди вас есть Ата ибн Абу Рабах?
Ата ибн Абу Рабах достиг столь высокой степени в религии и знании благодаря двум качествам. 

Во-первых, он отлично усмирял свои желания и не позволял своей душе бесполезных услад. 

Во-вторых, он очень хорошо распоряжался своим временем, не теряя ни минуты на лишние слова и действия. 

Ата ибн Абу Рабах принёс пользу очень многим людям. Среди них были и учёные, и ремесленники, и иные представители общества. Имам Абу Ханифа ан-Нуман рассказывал: 

– В Мекке я ошибся в пяти вопросах, касающихся хаджа, и цирюльник научил меня. Когда я хотел побрить голову, чтобы выйти из состояния ихрама (обрядов хаджа), я пришёл к цирюльнику и спросил: «Во сколько мне обойдётся бритьё головы?» Он ответил: «Да наставит тебя Аллаh ﷻ на истинный путь. О плате за бритьё во время паломничества не договариваются. Садись, а потом дашь, сколько сможешь». Мне стало стыдно, и я сел. Но сел я, повернувшись не в сторону Каабы (киблы). Он кивнул мне, делая знак повернуться в направлении киблы. Я подчинился, и мне стало стыдно ещё больше. Я подставил ему левую половину головы, но он сказал: «Подставь правую».

И я подчинился. Он стал брить мне голову. Я молча смотрел на него, удивляясь. Он сказал мне: «А почему ты молчишь? Произноси такбир (слова возвеличивания Господа – “Аллаhу Акбар!”, читаемые в дни праздника Курбан-байрам)». И я произносил такбир, пока не поднялся, чтобы уйти. Он спросил: «Куда направляешься?» Я ответил: «Хочу пойти в свою палатку». Он посоветовал: «Соверши молитву в два ракаата, а потом уже отправляйся, куда пожелаешь». Я совершил молитву в два ракаата, а потом подумал: «Цирюльник не мог сказать всё это, не обладая знанием!» Я спросил его: «Откуда у тебя знание о действиях, которые ты велел мне совершить?» Он ответил: «Да благословит тебя Аллаh ﷻ! Я видел, как Ата ибн Абу Рабах поступал так, и я перенял это от него и теперь наказываю людям поступать так же». 

Ата ибн Рабах прожил долгую жизнь, дожив до ста лет. Жизнь его была наполнена знанием и трудом, благочестием и богобоязненностью и украшена равнодушием к тому, что принадлежало другим людям, и стремлением к тому, что – у Господа миров. Он совершал паломничество (хадж) семьдесят раз и семьдесят раз стоял в долине Арафа, прося у Всевышнего милости и прощения для себя и всех верующих.
 

Адиль Ибрагимов