Кем стать? Времена всегда одинаковые

Для кого-то родители купили школьную форму и собрали первый ранец, а некоторые переживают о предстоящих выпускных и задают себе главный вопрос: «Кем стать?»
После полёта Юрия Гагарина в космос советские мальчишки мечтали стать космонавтами. Многие девушки в конце 60-х прошлого века захотели стать актрисой после роли Татьяны Дорониной в пронзительной мелодраме «Три тополя на Плющихе».
Амели с Монмартра мечтала о любви в романтичном Париже. А Юлий Цезарь с детства хотел быть императором Рима, и ему это удалось. Жизнь такая разная: порой в пять лет желаем стать машинистом электропоезда, а вырастаем хирургом или преподавателем китайского языка.
Пять лет назад папа спросил своего четырёхлетнего сына, кем он хочет стать, когда вырастет, и он ответил: «Пилотом военной авиации». У него в комнате был небольшой парк истребителей и МИГов, и мальчик всегда говорил, что, когда станет пилотом, возьмёт отца с собой в свой самолёт. Сегодня девятилетний мальчик увлёкся футболом и, естественно, заявляет, что станет футболистом.
Взрослые часто спрашивают своих детей, а также друзей или детей друзей, кем они хотят стать, когда вырастут.
Большинство детей говорят, что хотят стать пожарными, полицейскими или врачами. Когда вырастают, пристрастия меняются, и больше тянет стать журналистом, учёным, актёром, адвокатом.
Школьное задание написать сочинение о том, чем школьники хотят заниматься, когда вырастут, – это не только способ позволить детям и подросткам выразить свои мечты, но и информация для взрослых о современности, чтобы понять, как общество развивается и каковы стремления молодых людей, на которые, несомненно, влияют семья и средства массовой информации.
Спросить пятиклассников, кем они хотят стать, когда вырастут, – значит открыть для себя мир мечты: кто-то хочет стать ветеринаром, кто-то – дизайнером роскошных автомобилей, кто-то – палеонтологом, а кто-то – будущий танцор или футболист.
Но если тот же вопрос задать ученикам средних классов, то наталкиваешься на более реалистичное стремление, часто связанное с семьёй, социальными условиями и влиянием средств массовой информации.
Перенесёмся в школу несколько веков назад. В начале XVIII века в центре Москвы по распоряжению Петра I была создана Гарнизонная школа, известная как «Варварская». Предназначалась для обучения солдатских детей-сирот, которые по окончании учёбы должны были поступать на военную службу. На протяжении всего XVIII века Россия вела почти непрерывные войны, солдатских вдов и сирот становилось всё больше. Часто оставшиеся без крова и средств существования матери охотно отдавали своих сыновей в эту школу, надеясь, что там они будут сыты и под присмотром.
В 30-х годах XVIII века количество учеников Варварской школы превышало тысячу человек. Дети размещались в двух тесных каменных постройках, и на всех приходилось лишь два учителя: один преподавал письмо, а второй – арифметические науки. В тёплое время занятия проводились на улице. Очень не хватало учебников и письменных принадлежностей. Несмотря на то, что позже были пристроены два новых деревянных помещения, места по-прежнему не хватало. Из почти двух тысяч учеников в 1756 году учились лишь 700. Но даже те, кто умещался в комнатах, редко могли научиться чему-нибудь серьёзному и часто шли по наклонной.
Наверняка ребята тоже мечтали о светлом будущем, но время и предлагаемые обстоятельства диктуют правила. В XV веке во Флоренции не было машин, и никто не мечтал гонять на красном Ferrari. В XIX веке многие барышни русских пьес шьют, грустно смотрят в окно и ждут свою любовь. Всего каких-то там пятьдесят лет назад не было смартфонов, и мир был гораздо спокойнее, люди говорили с чувством, с толком, с расстановкой, медленнее.
Сегодня мир телевидения и безудержные социальные сети жёстко влияют на психологическое созревание детей. Затянувшаяся мечта стать фотомоделью, умничание перед селфи-палкой или «хочу стать миллионером» – такое сегодня часто видят и слышат родители в ответ на вопрос: «Кем ты хочешь стать, радость моя?»
«Времена всегда одинаковые! Прежде чем что-то получить, нужно сначала заслужить! Заработать!» – слова из легендарного фильма «Москва слезам не верит». А ведь так оно и есть! Времена меняются лишь внешне, а суть остаётся одна и та же. Если мало читал и прогуливал уроки литературы, вряд ли получится стать филологом. А может, и не надо, и из парня вырастет скорее достойный столяр или спортсмен. Если девочка с малых лет шьёт, вяжет, а потом поступает в колледж на дизайнера, тогда непременно всё сложится в этой области. А кто-то просто очень любит животных и становится пастухом или ветеринаром. Главное, чтобы профессия нравилась, а мы, родители, вовремя заметили, чего же хотят наши дети и кем мечтают стать. В добрый путь!
Сергей Канчеров