28 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Амр ибн аль-Ас – освободитель Египта

(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)

Амр ибн аль-Ас رضي الله عنه был одним из выдающихся курайшитских храбрецов. Ещё в доисламский период его считали одним из самых мудрых и отважных людей среди арабов.  

Амр ибн аль-Ас был известен тем, что при достижении целей виртуозно действовал хитростью. Он также был известен умением разрешать конфликты  благодаря своей проницательности. Именно поэтому курайшиты отправили его к правителю Эфиопии Наджаши, чтобы вернуть верующих, переселившихся туда в поисках спасения от преследований. Имам аз-Захаби в своей книге «Сияр алям ан-Нубаля» пишет о нём следующее: «Амр ибн аль-Ас ибн Ваиль ас-Сахми был мудрецом курайшитов, знающим человеком, тем, кого приводили как пример проницательности, мудрости и благоразумия». 

От Укбы ибн Амира رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Люди покорились [приняли Ислам], а Амр ибн аль-Ас – уверовал» (Ахмад). В этом хадисе Пророк ﷺ выделил одно из самых великих достоинств Амра ибн аль-Аса – это свидетельство, что он истинно уверовал во Всевышнего.  

Отправление в Египет

Правитель правоверных Умар ибну аль-Хаттаб رضي الله عنه направил Амра ибн аль-Аса в Египет во главе четырёхтысячного войска. Амр тут же решил выступить в путь, несмотря на малое количество провизии в пути и т. п. Спустя какое-то время Усман ибн Аффан رضي الله عنه узнал об этом и обратился к Умару رضي الله عنه с просьбой вернуть Амра, так как он подвергает войско опасности и огромному риску, ибо в Египте им предстоит сразиться с многочисленным и хорошо оснащённым  войском византийцев. 

Умар رضي الله عنه пожалел, что разрешил Амру направиться в Египет, и, прислушавшись к совету великого сподвижника Пророка ﷺ, тут же решил отправить гонца с письмом к Амру ибн аль-Асу. Посыльный настиг войско в местечке Рафаха, в Палестине. Однако проницательный Амр предвидел, что письмо от правителя Умара аль-Фарука رضي الله عنه может касаться именно его намерения направиться в Египет, поэтому решил не раскрывать письмо. Он выждал время, пока не оказался с войском на землях Египта. Там, дав разрешение для привала, решил раскрыть и прочитать письмо. В нём говорилось: «Если ты откроешь моё письмо до того, как вступишь на земли Египта, то повелеваю тебе вернуться обратно. «…» А если ты уже вступил на египетскую территорию, то двигайся дальше». 

Амр ибн аль-Ас, созвав всех командиров, зачитал им письмо от Правителя мусульман ﷺ и спросил: «Свидетельствуете ли вы, что мы пересекли земли Египта?» Они ответили: «Да, свидетельствуем!» – «Тогда мы двинемся вперёд, полагаясь на помощь и благодать Всевышнего Аллаhа ﷻ», – сказал Амр. И Господь даровал ему победу тем, что именно под его командованием в Египте пало огромное византийское войско.

Именно благодаря Амру ибн аль-Асу Египет стал таким, каким он вошёл в историю, а Амра египтяне чтут как  основателя мусульманского государства. На месте, где была разбита его палатка, в 662 году была воздвигнута огромная мечеть, которая и сегодня открывает свои двери для прихожан.

Пример мужества и проницательности

Проницательность и ум Амра ибн аль-Аса выражались не только на поле боя. Во время осады одной из крепостей Египта Битрик, предводитель римлян, послал гонца к мусульманам с предложением, чтобы они отправили человека, который мог бы отстаивать своё мнение в дискуссии с учёными. Какое-то время мусульмане не могли определиться, кого выбрать, и Амр решил сам отправиться к врагу, чтобы участвовать в их состязаниях. 

Битрик не ведал, кто предстал перед ним. По итогу состязаний он понял, что войско мусульман состоит из очень умных воинов. Предводитель римлян одарил Амра многочисленными подарками, однако своей страже приказал убить его, когда он будет выходить из крепости. 

Амр догадался о вероломстве Битрика и предложил ему: он, Амр, может сходить и позвать в крепость ещё десять своих его товарищей, которые обладают не менее острым умом и мудростью, чем он, и они также с радостью получили бы от него подарки. Битрик обрадовался, что вместо одного он сможет покончить сразу с десятью мусульманами, и согласился. 

Таким образом Амр благополучно выбрался из крепости, и позже, когда разгромил войско Битрика, тот признал в нём того гонца и был крайне удивлён, что тем человеком оказался сам предводитель мусульман.
Красноречие и мудрость 

Амр ибн аль-Ас, обладая многочисленными достоинствами, был также очень красноречивым. Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه, видя человека, имеющего ясность речи, говорил: «Я уверовал в Аллаhа ﷻ. Поистине, Творец  тебя и Амра бин аль-Аса – один и тот же». 

Одно из многочисленных его изречений гласит: «Мужчины бывают трёх видов: полноценный мужчина, мужчина наполовину и никто. Полноценный мужчина – это тот, кого Всевышний наделил верой и разумом. Он, принимая решения, советуется с мудрыми людьми, и поэтому ему всегда сопутствует помощь от Господа. Наполовину мужчина – это тот, кто также обладает верой и разумом, однако, вынося решения, не советуется  ни с кем, говоря: “К мнению кого я должен прислушиваться, пренебрегая своим мнением?!” Он иногда оказывается прав, а иногда может ошибиться. И последний – это тот, кто не обладает ни верой, ни разумом. Он всегда оказывается в убытке».

Предсмертное завещание сыну

Когда Амр ибн аль-Ас заболел предсмертной болезнью, он позвал к себе сына и сказал следующие слова: «Я находился в трёх состояниях, когда точно знал, что могло со мной произойти. Первое – я был в неверии, и если бы я умер в таком состоянии, то заслужил бы вечное наказание в Аду. Второе – я присягнул на верность Пророку ﷺ, уверовал во всё то, с чем он пришёл от Господа. Не было, наверное, никого, кто более меня стеснялся бы Посланника Аллаhа ﷺ, так что я не мог до конца насладиться взором на него. И если бы я в это время умер, то люди сказали бы: «Поздравляем Амра, он уверовал и умер в благом состоянии». И последнее – я прожил после этого годы и не знаю, что приобрёл – благо или несчастье». Затем отвернулся к стене и сказал: «О Аллаh ﷻ, Ты повелевал, я же – проявил ослушание, Ты запретил совершать грехи, я же – ослушался Тебя. Ничто не спасёт меня, кроме как Твоё прощение и милость, о Милующий». Затем положил руку на шею, поднял взор к небу и произнёс: «О Аллаh ﷻ, нет никого, к кому я мог бы обратиться за помощью, нет никого, к кому я мог бы обратиться с оправданием, я не проявляю гордыню, молю Тебя о прощении, прости же меня, о Прощающий!» Он не переставал повторять эти слова до тех пор, пока душа не покинула его.

Адиль Ибрагимов