13 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.09.2023 (по Шафии)

1.Каким образом желательно вставать с земного поклона: сначала поднять колени, опираясь на руки, или сначала поднять руки, а затем колени?

Согласно более аргументированному мнению учёных, желательно совершающему намаз вставать на новый ракаат, опираясь на широко расставленные руки. Имам ар-Рафии говорит, что он встаёт на новый ракаат, держа руки так, как держит месящий тесто, перемещая на них центр тяжести корпуса.

Следуя другому желательному способу вставания, человек поднимается, опираясь руками на бёдра для лёгкости, а затем уже выпрямляется. Но не следует сначала поднимать (без необходимости) одну ногу, а затем вторую, потому что на это пришёл запрет.

Итак, с земного поклона или ташаххуда – «ат-тахияту» – молящемуся желательно встать, опираясь сначала на вытянутые и расставленные на ширину плеч руки, затем подняться с колен, так как, если вначале поднять руки, опереться на них уже не получится. А если у человека не получается сначала поднять колени, опираясь руками на землю, то можно сначала поднять руки и затем, опираясь ими на бёдра, выпрямиться.

(«Нихая аль-Мухтадж»)

2.Дозволено ли человеку, спасшему кого-то от притеснения, принимать от него подарки?

Если тот, кого избавили от притеснения, сделает подарок только из-за опасения получить отказ в дальнейшей просьбе об оказании помощи, то его подношение рассматривается как взятка. Следовательно, принимать его запрещено. Если же подарок был сделан в качестве благодарности, а не из-за опасений получить отказ от дальнейшего оказания помощи, то в таком случае данное подношение не рассматривается как взятка. Следовательно, его можно принимать.

(«Тухфат аль-Мухтадж», Хашия аш-Ширвани)

3.Является ли желательным чтение суры «Аль-Мульк» («Табарак») каждую ночь?

Многие учёные упоминают в своих трудах о желательности чтения суры «Аль-Мульк» каждую ночь. В частности, Ибн Раджаб в своей книге «Ахвал уль-Кубур» на странице 389 приводит предание: «Поистине, Пророк  не ложился спать, не прочитав суры «Алиф лям мим», «Танзиль» и «Табарака»…» (ат-Тирмизи).

Ибн Мас’уд рассказал: «Кто читал суру «Аль-Мульк» каждую ночь, того Аллаh  посредством этого защитит от мучений могилы. И мы во времена Посланника Аллаhа  называли эту суру «защищающей» (аль-маниа)» (ан-Насаи).

4.Что считается строптивостью или непокорностью супруги?

Непокорностью жены считается её выход из дома без разрешения супруга. Исключением могут быть обычные походы в магазин и т.п., визит к имаму при ущемлении её прав либо к учёным для получения обязательных знаний, если супруг не владеет ими, и отлучение из дома в поисках пропитания при отсутствии обеспечения.

Непокорностью жены также считается нежелание выполнять супружеские обязанности, причём непокорностью может считаться даже отказ в ласке или сопротивление мужу, когда тот входит в свой дом.

Оскорбление супруга и нанесение ему обиды не считается непокорностью, однако она совершает грех, если только это не ответная реакция на оскорбления и ругань мужа (в этом случае они оба попадают в грех). Это даёт право супругу прибегнуть к воспитательным мерам.

(«Мугни аль-Мухтадж»)

5.Нужно ли возобновлять чтение суры «Аль-Фатиха» в намазе, если молящийся чихнул или зевнул?

Одним из условий действительности чтения суры «Аль-Фатиха» в намазе является соблюдение непрерывности чтения. Следовательно, если человек, читая суру «Аль-Фатиха» в намазе, чихнул и при этом не произнёс ничего, либо слегка зевнул, то чтение «Аль-Фатихи» не нарушается и её заново читать не нужно.

Если же молящийся чихнул и сказал: «Альхамду лиЛляh», то чтение им «Аль-Фатихи» нарушается и он обязан возобновить его. И если человек во время намаза прочитал мольбу (зикр) не из намаза, например «СубханаЛлаh», чтобы оповестить имама об ошибке, то намаз не нарушается. А если он прочитал мольбу во время чтения суры «Аль-Фатихи» то необходимо возобновить чтение суры.

К обстоятельствам, нарушающим чтение «Аль-Фатихи», относится и долгое преднамеренное молчание, как и короткое, если было намерение прекратить чтение.

А если читается мольба (зикр), которая имеет отношение к намазу, например произнесение ма’мумом «амин» после завершения имамом чтения «Аль-Фатихи» или напоминание имаму части суры, которую он забыл во время чтения, это не портит непрерывности чтения «Аль-Фатихи», следовательно, возобновлять его не нужно.

(«Канз ар-Рагибин», Хашия аль-Кальюби, «Фатава аль-Квартикуни ад-Дагистани»)

6.Как платить закят с денег, принадлежащих двум или более лицам, если они хранятся в одном месте или на одном банковском счёте и достигают нисаба (размера, с которого владельцу вменяется в обязанность выплата закята)?

Если у человека на протяжении года (по лунному календарю) дома или на банковском счёте хранятся деньги, достигающие нисаба (сумма, эквивалентная 85 г золота), и на протяжении года эта сумма не становилась меньше нисаба, то ему необходимо выплатить в качестве закята 2,5 % от общей суммы.

Если двое или более лиц будут хранить свои деньги в одном месте (в одном сейфе, шкафу и т.д.) или на одном банковском счёте, то и здесь по истечении года с этой суммы им необходимо выплатить закят при условии, что общая сумма достигает нисаба и она не уменьшалась в течение года.

Закят в таком случае выплачивается как с суммы денег, принадлежащих одному хозяину. К примеру, у Али на счету было 200 тысяч рублей, и Умар перевёл на его счёт свои 200 тысяч, и в сумме накопления стали достигать нисаба. По истечении года и Али, и Умар обязаны выплатить в качестве закята 2,5 % от общей суммы при условии, что деньги хранились на счёте на протяжении года. То есть с общего количества необходимо выплатить 10 тысяч рублей – каждый владелец выплачивает по 5 тысяч.

Если суммы, принадлежащие каждому из них, разные, то есть одному принадлежат 100 тысяч, другому – 300 тысяч, значит, тот, кому принадлежат 100 тысяч, выплачивает 2,5 тысячи рублей, а другой – 7,5 тысяч рублей. То есть каждый выплачивает закят, исходя из своей доли.

Примечание:

Вышесказанное касается случаев, если общая сумма достигает нисаба. Если же общая сумма не достигает нисаба, но при этом у одного из них есть ещё средства, помимо тех, что находятся на общем хранении, и в сумме средства этого человека могут достигнуть нисаба, то в этом случае каждому из них также необходимо выплатить закят из расчёта своей доли.

К примеру: у Али на карточке 100 тысяч, и Умар перевёл на его счёт свои 100 тысяч. По истечении года данная сумма (200 тыс.) не облагается закятом. Однако у одного из них – Али, – помимо 100 тысяч, находящихся на общем хранении, в течение года хранились ещё 300 тысяч на другой карточке или дома. В этом случае им необходимо выплатить закят с 500 тысяч, каждый исходя из своей доли. Али платит 4/5 (10 тысяч), а Умар – 1/5 (2,5 тысячи).

(«Хашия аль-Буджайрами аля аль-Хатыб»)

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии