28 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Подготовка мекканцев к походу

Абу Суфьян, который был в караване старшим, принимал все возможные меры предосторожности.

Он знал, что дорога на Мекку небезопасна, старался узнать все новости, расспрашивал каждого встречного всадника, и уже скоро разведчики доложили ему, что Мухаммад  поднял своих сподвижников для нападения на караван. Тогда Абу Суфьян, наняв Дамдама бин Амра аль-Гифари, послал его в Мекку, для того чтобы курайшиты пришли на помощь своему каравану и защитили его от Мухаммада  и его сподвижников.

Дамдам поспешил в путь. Добравшись до Мекки, он остановился у Каабы и принялся кричать, приподнявшись в стременах на своём верблюде. Видя, что на него мало кто обращает внимание, он достал нож и отрезал им нос своему верблюду, затем перевернул его седло и разодрал на себе рубаху. Далее, видя удивлённые взоры мекканцев, он закричал: «О курайшиты! Беда, беда! На Абу Суфьяна, который присматривает за вашим имуществом, напал Мухаммад ﷺ со своими друзьями. Если вы не поспешите, то будет поздно! На помощь, на помощь!»

Мекканцы, быстро собрав всё необходимое и готовясь выйти в путь, говорили: «Неужели Мухаммад ﷺ и его друзья думают, что всё закончится так же, как и с караваном Ибн аль-Хадрами?! Вовсе нет, и он увидит нечто иное!»

Каждый из них должен был пойти в поход лично или отправить за себя другого человека, и в конце концов все они решили выступать, после чего в Мекке не осталось никого из представителей знати, кроме Абу Ляхаба, пославшего вместо себя своего должника. Кроме того, мекканцы призвали себе на помощь жившие поблизости от Мекки племена, и в городе не осталось ни одного курайшитского рода, за исключением рода Бану Ади, ни один представитель которого в походе участия не принимал.

Основа мекканского войска

Основу этого войска в начале похода составили около 1300 воинов. Среди них было 100 всадников, 600 человек имели доспехи, также они вели с собой множество верблюдов, точное количество которых неизвестно. Общее руководство этим войском осуществлял Абу Джахль бин Хишам, а его снабжением занимались девять знатных курайшитов, ежедневно забивавших на мясо девять или десять верблюдов.

Собрав это войско в поход, курайшиты вспомнили о своей былой вражде и столкновениях с племенами Бану Бакр, побоявшись, что эти племена нанесут им удар сзади и они окажутся между двух огней. Эти соображения чуть было не удержали их от похода, однако в этот момент перед ними предстал Иблис (сатана) в образе Сурака бин Малика, вождя племени Бану Кинана, который сказал им: «Я позабочусь о том, чтобы кинаниты не напали на вас сзади и ничего дурного вам не сделали!»

После этого мекканцы покинули свои дома, обуреваемые яростью и гневом на Посланника Аллаhа ﷺ и его сподвижников, которые осмелились угрожать их караванам. Курайшиты очень быстро двигались на север по направлению к Бадру. Они прошли через ущелье Усфан, потом миновали Кузайд, а затем – аль-Джухфу, где получили новое послание от Абу Суфьяна, в котором он писал им: «Вы выступили в путь, чтобы защитить свой караван, людей и свои богатства, но ваш Господь всё это уже уберёг, поэтому возвращайтесь обратно».

Каравану удаётся уйти

Абу Суфьян с караваном шёл по главной дороге, но продолжал проявлять осторожность и стал уделять намного больше внимания разведке. Приблизившись к Бадру, он выдвинулся вперёд. Оставив караван позади себя, встретил на дороге Маджди бин Амра и стал расспрашивать его о войске Медины. Тот сказал: «Я не видел ничего подозрительного, если не считать двух всадников, которые остановились у этого холма, наполнили водой свой бурдюк, а потом уехали». Тогда Абу Суфьян бросился к тому месту, где они остановились, взял верблюжий помёт и раскрошил его. Обнаружив в нём косточки, он воскликнул: «Клянусь Аллаhом ﷻ, такой корм дают только в Ясрибе (Медине)». Потом поспешно вернулся к каравану и повёл его на запад в сторону побережья Красного моря, обогнув главную дорогу, проходившую через Бадр слева. Тем самым он спас караван от воинов Медины. И он отправил своё послание мекканскому войску, которое получило его в аль-Джухфе.

Желание мекканской армии вернуться и раскол в её рядах

Получив вышеназванное послание, мекканцы захотели вернуться, однако заносчивый Абу Джахль поднялся со своего места и сказал: «Мы не вернёмся, пока не достигнем Бадра, где проведём три дня, заколем верблюдов, будем есть и пить вино, а певицы станут нам петь песни, и тогда мы прославимся среди арабов, которые узнают о нашем походе и нашем войске, и всегда будут нас бояться!»

Несмотря на то, что сказал Абу Джахль, аль-Ахнас бин Шурайк посоветовал курайшитам возвращаться, однако они не прислушались к его словам. В конце концов он сам и люди из рода Бану Зухра, руководителем которых он являлся в этом походе, вернулись. Таким образом, ни один человек из этого рода не участвовал в Битве при Бадре, а было их около трёхсот человек. Впоследствии зухриты радовались тому, что аль-Ахнас бин Шурайк спас их, и всегда слушались и уважали его. Вернуться хотели и хашимиты, однако на них стал оказывать давление Абу Джахль, сказавший: «Этот отряд не покинет нас, пока мы не вернёмся!» Таким образом, после возвращения зухритов в Мекку её армия в составе тысячи воинов продолжила свой путь к Бадру. Они шли до тех пор, пока не остановились за песчаным холмом в месте под названием аль-Удват, которое находится близ ущелья Бадр.

Пророк  собирает военный совет

Разведка мединцев доложила Пророку ﷺ, который всё ещё был в пути и находился в ущелье Зафран, сведения о караване и войске мекканцев. Обдумав полученные известия, он убедился в том, что кровопролитное столкновение неизбежно и что от мусульман потребуется проявление мужества и отваги.

С учётом внезапного опасного развития событий Посланник Аллаhа ﷺ собрал военный совет, обрисовал создавшееся положение и обменялся мнениями с простыми воинами и командирами. В этот момент сердца части людей заколебались, они испугались боя. Если же говорить о военачальниках, то сначала со своего места поднялся Абу Бакр رضي الله عنه и высказал добрые слова поддержки Пророку ﷺ при любых обстоятельствах, потом так же поступил и Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه. Затем встал аль-Микдад бин Амр رضي الله عنه и сказал: «О Посланник Аллаhа ﷺ, продолжай делать то, на что указал тебе Всевышний Аллаh ﷻ, а мы будем с тобой. И, клянемся Аллаhом ﷻ, мы не скажем тебе того, что израильтяне сказали Мусе (Моисею) u (смысл к комментарию 24-го аята суры «Аль-Маида»): «…Иди ты вместе с твоим Господом и сражайтесь, мы же посидим здесь…»), но мы говорим: «Ступай ты вместе с твоим Господом и сражайтесь, мы же, поистине, будем сражаться вместе с вами! И, клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, если бы ты повёл нас на Барк аль-Гимад (местность в Йемене), мы и тогда сражались бы вместе с тобой, пока не достигли бы его!»

Выслушав аль-Микдада, Посланник Аллаhа ﷺ сказал ему добрые слова и благословил его. Эти три командира относились к числу мухаджиров (переселенцев из Мекки), составлявших собой меньшинство в войске, и Пророк ﷺ захотел выяснить точку зрения предводителей ансаров (жителей Медины), которых было больше и которым предстояло принять на себя основной удар.

 

(Продолжение следует.)

 

Адиль Ибрагимов