28 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Амр бин аль-Ас – освободитель Иерусалима

У каждого человека есть особое предназначение в этой жизни, призвание.

Причём жизненный путь, по которому идёт человек, становится легче вдвойне, если идущий знает, в чём заключается его миссия на Земле. Известно изречение Пророка Мухаммада : «…Каждому будет облегчено то, ради чего он был создан» (Муслим).

Сподвижники Посланника Господа ﷺ не являются исключением из этого правила. Каждый из них с достоинством исполнил ту роль, которая была возложена на них свыше, и сделал это наилучшим образом. Кто-то из них прославился передачей большого количества хадисов Пророка ﷺ, как Абу Хурайра رضي الله عنه и Анас ибн Малик رضي الله عنه, кто-то был знатоком Корана, как Абдулла ибн Аббас رضي الله عنه и Абдулла ибн Мас’уд رضي الله عنه, а кто-то отличался на полях сражения, как Халид ибн аль-Валид رضي الله عنه и Саад ибн Абу Ваккас رضي الله عنه.

Мы же хотим сегодня рассказать о выдающемся сподвижнике Пророка ﷺ по имени Амр бин аль-Ас رضي الله عنه. Отца его звали аль-Ас бин Ваиль – он был одним из руководителей арабов во времена джахилии (доисламский период). Мать же его была обыкновенной рабыней. Некоторые завистники за деньги находили глупцов, чтобы те спросили Амра о его матери, в то время когда он находился на минбаре (кафедре) мечети, будучи правителем Египта. Амр смиренно вставал и, сдерживая гнев, рассказывал: «Мою мать звали ан-Набиату бинт Абдулла. В доисламский период во время арабских набегов она попала в рабство и была продана на рынке. Её купил Абдулла бин Джад’ан, который позже подарил её моему отцу. Она родила от него ребёнка, меня. И те, чьи сердца разрываются от зависти, предложили тебе деньги, чтобы ты спросил меня об этом, так можешь взять их у них».

Дипломат от курайшитов к царю Эфиопии

Когда первые сподвижники Пророка ﷺ, измученные злодеяниями курайшитов Мекки, были вынуждены отправиться в Эфиопию для сохранения своей веры, Амр был отправлен к правителю ан-Наджаши, чтобы вернуть их обратно. У Амра и ан-Наджаши была давняя дружба. Амр привёз ему многочисленные подарки, и, когда оба высказали друг другу многочисленные приятные пожелания, Амр сказал правителю: «Поистине, группа из нашего народа отреклась от нашей веры, от религии своих предков, выбрав для себя новую веру. Они прибыли к вам в страну в надежде на вашу поддержку. Меня отправили предводители курайшитов Мекки, чтобы вернуть их обратно, к своей вере и народу».

Ан-Наджаши попросил привести эту группу. И спросил их о той религии, которую они стали исповедовать, о Боге, в Которого они уверовали, и о Пророке ﷺ, который пришёл с этой верой. И услышал он из их уст то, что переполнило его сердце убеждённостью и спокойствием; их вера притягивала его душу, и ан-Наджаши почувствовал себя частью их религии. И он отказался возвращать их Амру, вернув ему все подарки, с которыми тот пришёл.

Когда Амр бин аль-Ас решил вернуться в Мекку, ан-Наджаши подошёл к нему и сказал: «О Амр, как так получилось, что ты, обладая таким разумом и мудростью, до сих пор остался в стороне от Мухаммада ﷺ? Клянусь Господом, он является посланником Всевышнего к вам (арабам) в особенности и ко всем людям в общем». Амр с удивлением посмотрел на ан-Наджаши и сказал: «И это я слышу от тебя, царя Эфиопии?» В ответ ему ан-Наджаши сказал: «Да, клянусь Господом. О Амр, послушайся меня, уверуй в Мухаммада ﷺ. Он пришёл только с Истиной».

Амр бин аль-Ас уверовал всем сердцем после долгих раздумий

Отправился Амр в обратный путь, домой. Однако слова ан-Наджаши не переставали занимать его душу. Каждый раз он вновь и вновь убеждался в правдивости Мухаммада ﷺ, его искренности и сострадании к людям, но решился предстать перед ним лишь в восьмом году по хиджре (мусульманскому летоисчислению). Амр направился в Медину для встречи с Посланником Аллаhа ﷺи в пути встретил Халида ибну Валида и Усмана бин Тальхата, которые с этой же целью направлялись к Пророку ﷺ.

Прибыв в Медину, все трое направились к Посланнику Господа ﷺ. Халид и Усман подошли и принесли клятву верности Пророку ﷺ. Затем Посланник Аллаhа ﷺ протянул руку к Амру, который в тот же миг схватил обеими руками руку Пророка ﷺ. Пророк ﷺ спросил: «О Амр, что у тебя?» Амр сказал: «Я хочу принести клятву тебе, чтобы Всевышний простил мои грехи, совершённые ранее». Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Ислам и переселение смывают все прежние грехи».

Эта встреча произвела на Амра такое сильное впечатление, что он говорил: «Клянусь Аллаhом ﷻ, мои глаза не насытились взглядом на Посланника Аллаhа ﷺ, и более я не смог насладиться взглядом на него, пока он не присоединился к своему Господу (не покинул этот мир)».

Пророк ﷺ посмотрел на Амра бин аль-Аса взором пророчества так, что заметил в нём особые способности и поставил его во главе войска мусульман в сражении «Зата Саласиль», несмотря на то, что в этом войске находились другие выдающиеся сподвижники из числа мухаджиров (переселенцев из Мекки) и ансаров (жителей Медины).

Поддержка и помощь Абу Бакру رضي الله عنه для возвращения людей на путь истины

После Пророка ﷺ, когда во главе мусульман встал Абу Бакр رضي الله عنه, Амр находился в авангарде тех, кто сражался с вероотупниками. В одном из таких походов Амр направился к племени Амир, встретился с их предводителем Курратом бин Хубайратом. Тот, желая отречься от веры, сказал Амру: «О Амр! Поистине, арабам не нравится то, что их вынуждают выплачивать милостыню (закят) в пользу бедных. Если вы в этом их оставите в покое, то они последуют за вами и подчинятся, а если нет, то вы не сможете никого собрать вокруг себя». Тогда Амр воскликнул: «Горе тебе, о Куррат! Неужто ты пугаешь нас вероотступничеством арабов?! Клянусь Аллаhом ﷻ, ты не сможешь найти укрытие, даже если спрячешься в палатке своей матери».

Когда Абу Бакр ас-Сиддик رضي الله عنه покинул этот мир, передав узды правления Умару бин аль-Хаттабу رضي الله عنه, тот призвал к себе Амра и возложил на него обязанности во имя сохранения и распространения веры.

Освобождение Палестины

Под руководством Амра бин аль-Аса мусульмане завоевали земли Палестины, город за городом, заставив обратиться в бегство огромное византийское войско. Амр держал в осаде Иерусалим – место, что является первой киблой (куда поворачиваются верующие во время своих молитв) и третьей святыней для мусульман после Мекки и Медины. Так что византийский правитель Арьятун, потеряв всякую надежду, обратился в бегство, передав правление городом мусульманам. Позже Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه отправил письмо, где указал, чтобы Амр бин аль-Ас возглавил правление Иерусалимом. Это случилось в 15-м году по хиджре.

Далее под руководством Амра бин аль-Аса мусульмане донесли знания о вере в Единого Господа до жителей Египта, а оттуда открылись остальные пути для распространения веры до жителей всей Африки. Это всё происходило в течение полувека.

 

(Продолжение следует)

Адиль Ибрагимов