12 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.08.2023 (по Шафии)

1.Облагаются ли закятом семена, купленные для посадки и дальнейшей продажи полученного с них урожая?

Рассматривая данный вопрос, нужно уточнить, что семена не всех культур облагаются закятом, как, например, огурцов, помидоров, картошки, капусты и других овощей. Однако закят нужно выплатить с семян зерновых культур, которые входят в категорию основных продуктов питания и пригодны для длительного хранения, таких как пшеница, кукуруза, фасоль, гречка, горох, рис и т. д. 

Что касается первой категории, то ни с семян, ни с урожая не нужно выплачивать закят, даже если семена были куплены с целью продать полученный с них урожай. Закят не нужно выплачивать, даже если они останутся во владении несколько лет.

Эти семена не облагаются закятом, так как они не были приобретены с целью перепродажи, а лишь для посадки, и, следовательно, они не входят в категорию товара для торговли. С урожая, выращенного из этих семян, также не нужно выплачивать закят, так как он не был приобретён вследствие торговой сделки с целью получения прибыли, а был выращен, и эти культуры не относятся к зерновым культурам, которые облагаются закятом по факту их созревания. То есть после приобретения семян не начинается отсчёт закятного года, и их стоимость не учитывается в подсчёте закятного имущества, находящегося во владении хозяина. 
Однако деньги, полученные от продажи этого урожая, облагаются закятом при условии, что они останутся во владении хозяина год по лунному календарю, также если суммарное количество денег или товара, принадлежащих ему, достигает нисаба (стоимости 80 г золота). 

Что же касается второй категории семян и полученного с них урожая, то в отношении него имеется другое решение, а именно:

 а) семена не облагаются закятом по той же причине, которая была упомянута выше, то есть отсчёт года после приобретения семян не начинается и их стоимость не учитывается в подсчёте закятного имущества, находящегося во владении хозяина, как и в случае первой категории;
 б) полученный урожай облагается закятом сразу после его созревания при условии, что вес урожая достигает нисаба (653 кг и более). Вес рассматривается после очищения от половы, а в тех видах культур, которые хранятся с половой, рассматривается вес нетто (чистый вес).

Закят с этой категории урожая выплачивается один раз, даже если он остаётся во владении несколько лет или будет выставлен для продажи.

Также закят с урожая этих культур, согласно более аргументированному мнению, нужно выплачивать в натуральном виде, а не в денежном эквиваленте.
(«Минхадж ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж» с Хашия аш-Ширвани)

2.Есть ли какая-нибудь мольба (дуа), которую желательно прочитать в момент сидения имама между двумя хутбами перед пятничной молитвой?

Определённой молитвы, предназначенной для чтения в этот промежуток времени, для имама или присутствующего на намазе в Сунне Пророка r не передаётся. Каждый в этот момент может прочитать любую мольбу на своё усмотрение, пока имам не приступит ко второй хутбе.

Однако в книгах учёных передаётся, что для имама в это время желательно читать что-либо из Корана, как на это указывает хадис, приведённый в «Сахихе» Ибн Хиббана. Некоторые поздние учёные отдают предпочтение чтению в этот промежуток суры «Аль-Ихляс», потому что она имеет множество достоинств.
Желательность чтения мольбы в этом промежутке подтверждается тем, что в достоверных хадисах упоминается час в пятничный день, в котором не отвергается мольба ко Всевышнему, и что он приходится именно на то время, когда имам садится на минбаре и до окончания намаза.

Молитву в это время желательно читать тихо про себя, чтобы не мешать присутствующим, кроме тех случаев, когда какое-то обстоятельство требует громкого чтения, как, например, если читающий будет преследовать цель обучить находящегося рядом.
(«Аль-Фатава аль-фикхия аль-Кубра», «Тухфат аль-Мухтадж» с Хашия аш-Ширвани)

3.Может ли слепой заключить договор хибат (безвозмездная передача имущества) на часть своего имущества с посторонним человеком?

Слепой не может заключить сделку купли-продажи или хибат. Данное решение касается как родственников, так и посторонних людей. А если слепой продаст что-либо или заключит сделку хибат на имущество, которое он видел, пока был зрячим и помнит, то в этом нет проблем.
(«Хашия аш-Шабрамаллиси», «Тухфат аль-Мухтадж»)

4.Можно ли верить людям, использующим эзотерическую практику?

С давних времён люди стремились к познанию тайного, сокровенного, прибегая для этого к различного рода методам, которые изобретались различными шарлатанами для введения в заблуждение, претендуя на знание сокровенного и предсказывая обращающимся к ним якобы их судьбу. Это нумерология (вера в мистические связи между числами и будущим или характером человека), геомантия (гадание на земле, основанное на толковании отметок на земле или рисунков, которые образуются в результате подбрасывания горсти земли, камешков или песчинок), хиромантия (гадания об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях и его грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней), сюцай (эзотерическая концепция, согласно которой числа определяют нашу жизнь и существование всего, что нас окружает) и другие. Как правило, подобные услуги предлагаются за внушительное денежное вознаграждение, а заплативший деньги не получает ничего, кроме гнева Господа – Творца миров. 

Каждый мусульманин обязан иметь убеждённость в том, что абсолютным знанием о сокровенном обладает только Всевышний Господь. Сокровенные знания сокрыты Творцом миров от людей, и об этом неоднократно говорится в различных аятах благородного Корана.

В одном из этих аятов сказано (смысл комментария): «Он – Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен» (сура «Аль-Джинн», аят 25). 

Всевышний открывает какую-то часть знаний о сокровенном Своим пророкам путём откровения, то есть всякое знание о сокровенном, подтверждённое религиозными текстами, никак не связано с гаданием или шарлатанством.

В хадисе, переданном от Ибн Масуда, передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Кто бы ни пришёл к гадальщику, прорицателю или колдуну, спросил его о чём-либо и поверил ему, тот тем самым отверг то, с чем пришёл Мухаммад ﷺ». 

Из этого хадиса мы понимаем, что обратившийся к гадальщику выходит из Ислама, но при условии, что он поверил в то, что гадальщик обладает знанием о сокровенном. А если он такого убеждения не имеет, а думает, что гадальщик получил это знание от джиннов, которые, в свою очередь, подслушали ангелов и таким образом передали гадальщику, то в этом случае человек из веры не выходит, но, тем не менее, считается совершившим тягчайший грех.

В пользу несостоятельности и запретности подобных эзотерических и псевдонаучных проявлений можно привести и логический довод. Ведь если бы эти гадания, якобы выявляющие сокровенное, имели какое-либо отношение к знанию будущего, то самих практикующих эти заблуждения не коснулось бы ничего плохого. Но мы видим, что они бессильны перед могуществом Аллаhа ﷻ и не в силах предугадать эти беды и обезопасить себя от них.
(«Ат-тафсир аль-Васит», «Мугни аль-Мухтадж», «Аль-Фаваид аль-Маккия»)

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 
(СМС, WhatsApp, Telegram).