13 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Кажется, клиент всегда прав

Супруга, как наш домашний доктор, много интересуется медициной и в соцсетях подписана на разных врачей самого широкого профиля.

Недавно она показала мне, как один известный дагестанский врач – детский инфекционист – на своей страничке жаловался на работников автосервиса, которые по-хамски отнеслись к его просьбе посмотреть/починить автомобиль. Гнев врача был праведным и справедливым: несколько автомастеров из разных сервисов свысока разговаривали с ним, пренебрежительно отнеслись к проблеме, не спешили помочь и всячески старались отказаться от работы.

Я-то думал, что так грубо мастера ведут себя лишь с владельцами стареньких машин (известная тема), но, оказалось, и счастливым обладателям дорогих авто тоже приходится сталкиваться с нахальным отношением. Возмущённый наш врач в ярких красках описывал, как негодование распирает его после общения с неуважительным и непрофессиональным работником. Как я его понимаю! Не раз приходилось сталкиваться с подобным. Заедешь в мастерскую, максимально вежливо и учтиво обратишься с просьбой, а в ответ какой-нибудь паренёк с видом профессора, которого отвлекли от международного консилиума, тыкая, скажет, что занят или вообще «эту» модель не обслуживает. Такое ощущение, будто по программе бесплатной помощи к ним обратился. Деньги за работу владельцы старых, «немодных» авто дают те же самые, нефальшивые, что и все остальные, но, видимо, уровень «профессора» не даёт ему браться за всё подряд.  

Большинство водителей знают об этом и стараются обслуживаться у одного, проверенного, «своего» мастера. А врача по-человечески было жалко, и он абсолютно прав! Ведь, отнимая время доктора, горе-мастера лишали детей приёма, лечение их болезней неоправданно откладывалось. А теперь представьте, что этот самый мастер обратится за помощью в больницу – его ребёнку срочно понадобилась помощь. А там похожий на него чёрствый и грубый доктор не будет торопиться, не побежит диагностировать и «чинить» его ребёнка. Такое ведь может быть.

Пророк Мухаммад ﷻ сказал: «Как ты относишься к людям, к тебе будут также  относиться» (аль-Бухари). То есть в жизни всё закономерно, так устроен Всевышним этот мир, всё возвращается бумерангом, будь это добро или зло.

Честно говоря, чаще всего так и случается. Тот же врач, возмущавшийся неподобающим, неуважительным к себе отношением, на самом деле и сам далеко не душка. Когда жена слушает его медицинские «спичи», то иногда краем уха и я слышу, как он общается со своей аудиторией. О, это нечто! Ни дать ни взять перед вами сам дуче. Он, конечно, специалист, и люди доверяют ему лечение своих детей, но манера излагать, обращаться к людям – ох, это тягостное зрелище! Выдвинутая вперёд нижняя челюсть, нахмуренные брови, без тени сострадания и сочувствия на лице, высокомерный, напыщенный, невоспитанный, грубый хам-нарцисс – его портрет: плоть от плоти тот самый мастер из автосервиса. В его лексиконе нет уважительной формы. Может, он думает, что врачу быть вежливым – это лишнее? Эх, с таким талантом врачевания ему бы добавить воспитанности и такта (такие обычные вещи для простых людей), и был бы он всеми любимый добрый доктор Айболит! 

Успех кружит голову, сбивает ориентир. 

Наверное, никто не решается таким «наполеонам» хоть изредка говорить правду, подправлять речь и поведение. Некрасиво это и убавляет ценность благородного медицинского труда. Иногда даже кажется, что вместо клятвы Гиппократа некоторые доктора лучше бы курсы уважительного отношения к людям проходили. Вчерашние студенты, по сути мальчишки, к старикам могут обращаться на «ты», бесцеремонны, не знакомы с учтивым обращением. Понятно, что больные закрывают на эти нюансы глаза, для них главное – выздороветь. Неужели так трудно быть хотя бы нейтральным? Мы ведь привыкли, что врач ассоциируется со светлым, добрым отношением к страждущему. Если не может человек в белом халате быть приветливым по природе своей, то можно же быть на нулевом рубеже, быть хотя бы сухим, но не выпадающим в минус грубостью и безразличием. 

Разумеется, я не говорю обо всех врачах! 

Слава Богу, большая их часть – настоящие лекари, целители. Слово имеет огромное значение, и при лечении это особенно ощущается. Мягкое, доброе отношение способно творить чудеса, исцеляя от болезни, равно как и наоборот. Поэтому так тревожит не совсем корректное поведение людей, которые способствуют нашему выздоровлению, лечат нас. Обычно больные не решаются делать замечание, просто терпят. Грубые врачи потом такое отношение к себе, лояльность к хамству могут воспринимать как норму. 

Дорогие вы наши братья и сёстры – уважаемые и любимые врачи! Смотрите на себя иногда глазами пациентов. Они нуждаются в вашем добром слове и сочувствии. Исцеление не всегда с таблетками и скальпелями приходит. Порою сердечное слово способно улучшить ситуацию там, где надежда уже готова покинуть больного. 

Может, во всём виноваты рыночные отношения? 

Когда есть только бизнес и ничего личного. Но даже в таком случае клиент как бы всё-таки всегда прав: платит же он – напрямую частным медучреждениям или опосредованно – через налоги. Лучше всего, конечно, на больного смотреть не как на клиента, а как на такого же человека, как и вы сами. Тогда и мастер в автосервисе, и врач, и чиновник – все будут человечными по отношению друг к другу. 
 

Азиз Мичигишев