Ответы на вопросы от 15.07.2023 (по Шафии)
Если совершающий намаз, уже встав, например, на второй ракаат, засомневался или вспомнил, что пропустил один земной поклон первого ракаата, надо учесть, садился ли он после совершения земного поклона до того, как поднялся, или нет.
Если человек поднялся, не сев даже на какое-то время после совершения земного поклона, то он должен сначала сесть и затем совершить второй земной поклон, так как сидение между земными поклонами является рукном (главной составной частью намаза).
Если же человек сел до того, как поднялся, то он должен, не садясь, сразу же совершить земной поклон, в противном случае намаз нарушается, если он сядет преднамеренно, зная, что нельзя садиться.
В обоих случаях желательно совершить два земных поклона перед саламом (саджда-сахви). Это всё касается имама и отдельно молящегося.
Что же касается совершающего намаз за имамом (ма’мума), который засомневался или вспомнил уже после того, как поднялся, последовав за имамом, то он должен продолжить свой намаз вместе с имамом и после завершения дополнить намаз одним ракаатом, в противном случае намаз ма’мума портится. В этом случае нет желательности совершать саджда-сахви.
(«Мугни аль-Мухтадж», «Тухфат аль-Мухтадж»)
2.Если опекун девушки слепой или немой, переходит ли право выдачи её замуж к следующему из родственников?
Если отец, дед или другой опекун девушки, который выдаёт её замуж, слепой, то, согласно более достоверному мнению, право опекунства не переходит к другому, так как слепота не является причиной, лишающей права выдавать подопечную замуж. При наличии подобной причины поиск и отбор подходящих кандидатов можно сделать посредством описания.
Такое же решение применяется и по отношению к немому опекуну, который способен выразить своё мнение через письмо и жесты.
(«Мугни аль-Мухтадж»)
3.Можно ли давать закят своим детям, если они нуждаются в средствах?
Отцу не дозволено давать закят своим детям, которых он обязан обеспечивать. Согласно нормам религии, отец обязан обеспечивать детей, не достигших совершеннолетия, при условии, что у них нет своего имущества, а достигших совершеннолетия – при условии, что они нетрудоспособны и у них нет своего имущества. Следовательно, давать закят таким детям, как мискину (бедняку) или факиру (нуждающемуся), не дозволено, так как нужда таких детей и так должна покрываться средствами со стороны отца.
Если же сын взрослый и трудоспособный, отец не обязан обеспечивать его, по наиболее достоверному мнению. Следовательно, если такой сын пребывает в нужде, отец имеет право дать ему закят в качестве факира и мискина, так как в вопросе обеспечения подобный сын рассматривается как посторонний человек.
Однако, учитывая, что в вопросе обязательности обеспечения взрослого трудоспособного ребёнка есть разногласие между учёными, закят ребёнку предпочтительнее давать не в качестве мискина или факира, а в качестве других категорий, которым полагается закят, если он к ним относится. Согласно мнению учёных, которые считают, что с отца не снимается обязанность обеспечения взрослого трудоспособного сына, если он пребывает в нужде, давать закят такому сыну в качестве мискина или факира не дозволено.
Если дети относятся к другим категориям, которым полагается закят, например они являются путниками или относятся к обременённым долгами, в таких случаях отец имеет право давать им свой закят как путникам или обременённым долгами.
(«Хашия аль-Буджайрами», «Ианат ат-Талибин», «Аль-маджму, шарх аль-Мухаззаб»)
4.У меня есть имущество, но на данный момент я не имею к нему доступа, а сам нуждаюсь в средствах. Имею ли я право получать закят в качестве мискина (бедняка)?
Любой верующий, кто в данное время нуждается в средствах для содержания самого себя и тех, кого он обязан содержать, имеет право получать закят в качестве мискина, при условии, что нет кого-либо, кто согласится дать ему необходимые средства в долг. Это даже в том случае, если у него есть имущество, которым он не может распоряжаться по причине того, что оно находится далеко. Или ему должны деньги, но срок погашения долга ещё не наступил.
Получать закят в такой ситуации он имеет право, так как на данный момент у него нет возможности распоряжаться своим имуществом. То же самое касается случая, когда имущество находится рядом, но по определённым причинам к нему нет доступа.
В первом случае в качестве закята он имеет право получать средства закята, необходимые до момента, пока не представится возможность получить своё имущество, а во втором случае – закят, необходимый до наступления срока погашения его долга.
(«Хашия аль-Буджайрами», «Аль-гурар аль-Бахия», «Хашия аль-Джамал»)
5.Нарушаются ли пост и намаз, если во время молитвы проглотить слюну, смешанную с кровью?
Если у постящегося кровоточат дёсны, то ему достаточно выплюнуть её, и необязательно после этого споласкивать рот. Остатки крови, если даже проглотить, пост не портят.
Если же постящийся почувствует, что во время намаза дёсны начали кровоточить, и он проглотит слюну, смешанную с кровью, то его пост и намаз не нарушаются. Данное решение касается людей, страдающих от продолжительного кровотечения дёсен.
А что касается людей, у которых кровотечение дёсен непродолжительное (не страдают от постоянного кровотечения дёсен), или кровь пойдёт по иным причинам, например из-за недавнего удаления зуба, после чистки зубов и т.д., и человек проглотил слюну, смешанную с кровью, то его пост и намаз нарушаются.
Чтобы избежать нарушения поста и намаза, необходимо создать возможность выплюнуть слюну в сторону или во что-нибудь.
(«Нихая аль-Мухтадж»)
Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).