Всемирный день астероида – событие на Тунгуске

30 июня 1908 года на Землю упал Тунгусский метеорит.

Спустя 100 с лишним лет, в 2016 году, дата этой масштабной астероидной катастрофы стала поводом к появлению по инициативе Генеральной Ассамблее ООН Международного дня астероида, призванного напомнить человечеству о возможных последствиях подобных космических угроз.

Тунгусский метеорит – довольно интересное и даже уникальное событие, произошедшее в начале прошлого века на территории восточной Сибири, в бассейне реки Подкаменная Тунгуска (Енисейская губерния Российской империи; ныне – Красноярский край). В это время на большой территории Восточной Сибири был виден двигавшийся с юго-востока на северо-запад яркий болид c пылевым следом, сохранявшимся в течение нескольких часов, что закончилось мощным взрывом над незаселённым районом тайги, звук взрыва был слышен на расстоянии более 1000 км, взрывную волну зафиксировали сейсмографы по всему миру.

Были предположения, что упал огромный метеорит и образовал кратер больших размеров, однако прибывшая на место катастрофы экспедиция не обнаружила ничего похожего на ударный кратер. Лес был повален веером, а в эпицентре некоторые деревья остались стоять – без ветвей и коры.
Затем было сразу выдвинуто другое предположение: в атмосфере на высоте около 10 километров произошёл взрыв космического тела, оно было, вероятно, каменным, так как ледяная комета вряд ли долетела бы с такого расстояния до земли.

«Картину происшествия восстановить трудно, но можно», – считает астроном, доцент МГУ Владимир Сурдин: «Ясно, что был взрыв. Причём не от удара по земле, а в атмосфере, на высоте 5–8 км. Ударная волна накрыла кусок тайги примерно с современную Москву. Это совершенно надёжная информация.
Во-первых, потому что взрывную волну вокруг земного шара зарегистрировали во многих странах.

А во-вторых, есть точные данные о том, какой произошёл вывал леса и, соответственно, какой была мощность взрыва. Однако нет ни одного надёжного кусочка метеорита, что подтвердило бы гипотезу о наземном, а не воздушном взрыве. Получается, ничего похожего на крупный камень на землю не падало».
Общее представление учёных пока заключается в том, что над Тунгуской пролетела комета. Владимир Сурдин продолжает: «Это была ледяная комета диаметром 80–90 м – глыба, которых немало в космосе. Они часто падают на землю, однако такие крупные на памяти человечества к нам ещё не прилетали. Из последних открытий заслуживает внимания подозрение на возможную находку. Лет десять назад итальянские астрономы обследовали на лодке с эхолотом озеро в бассейне Тунгуски. Оно круглое, похоже на кратер от удара. Так вот, на дне этой глубокой воронки эхолот нащупал что-то массивное и очень тяжёлое».
До сих пор не было отправлено большой, масштабной экспедиции на дно этого озера, но в будущем, надеемся, средства и время найдутся.

История появления Дня астероида довольно интересна: в феврале 2014 года Брайан Мэй, астрофизик и гитарист группы Queen, начал сотрудничать с режиссёром Григом Рихтерсом и написал музыкальное сопровождение для его фильма «На 51 градус севернее» (фильм-катастрофа о падении большого астероида на Лондон). После показа фильма на фестивале Starmus Festival в 2014 году Рихтерс и Мэй объявили об организации Дня астероида.
15 февраля 2015 года, ко второй годовщине падения Челябинского метеорита, Григорий Рихтерс выпустил интерактивное видео об этом событии.

Рабочая группа Дня астероида составила декларацию под названием «Декларация 100X», которая обращена к учёным и технологам с призывом поддержки идеи спасения Земли от будущих столкновений с астероидами. При этом декларация может быть подписана не только специалистами, но и любыми гражданами, заинтересованными в решении этой проблемы. В мае 2017 года под декларацией поставили свою подпись сотни знаменитостей и более чем 40 тысяч граждан разных стран.

В декларации указаны три основные цели:

1. С помощью правительственных, частных и благотворительных организаций привлечь существующие технологии для обнаружения и мониторинга околоземных астероидов, несущих потенциальную угрозу для населения Земли.
2. Достичь стократного увеличения числа обнаруживаемых астероидов и довести его до 100 тысяч в течение 10 лет.
3. Принятие Дня астероида по всему миру с целью повышения информированности населения об астероидной опасности и возможных методах её предотвращения.

С официальным принятием Дня астероида в ООН в 2016 году можно считать, что эта цель выполнена.
Проблема внезапного появления космического объекта, угрожающего нашей планете, минимальна, но не нулевая. Тот самый Челябинский метеорит не был замечен вовремя по той причине, что он летел со стороны Солнца, куда наши наземные приборы не смотрели и посмотреть не могут. Сейчас предпринимаются определённые усилия в эту сторону, но полноценного «защитного экрана» не существует, хотя разработка некоторых концептов в этом направлении ведётся.

Источники: ru.wikipedia.org, radiosputnik.ria.ru