Таяммум – ритуальное очищение землёй
В определённых ситуациях, когда нет возможности использовать воду, религиозные нормы предусматривают облегчение для человека. Таяммум может заменить как малое омовение, так и ритуальное купание.
Уважительные причины, при которых можно совершать таяммум
1. Человек находится на расстоянии от 1750 метров и больше от места, где есть вода, даже если это в пределах населённого пункта. Например, во всём селе отключили воду, и нет ни запасов воды, ни возможности купить воду.
2. У человека есть уверенность более 50%, что он заболеет, его болезнь усугубится или замедлится его выздоровление, если он совершит водой малое омовение (вуду) или купание (гусль).
3. У человека нет возможности согреть воду, и он имеет уверенность более 50% в том, что заболеет или умрёт, если совершит омовение холодной водой.
4. Человек находится близко к воде, но ему грозит опасность, что его могут убить, ограбить или нанесут ему какой-то другой вред. Опасность может грозить как от людей, так или животных, насекомых, которые преграждают ему путь к воде или находятся рядом с ней. Иными словами, есть реальная угроза для этого, что делает дозволенным совершение таяммума, и выполненные с ним намазы впоследствии не нужно восполнять, хотя вода и была поблизости.
5. Человек боится, что, если использует имеющуюся воду для омовения, его самого, его спутников или сопровождающих животных одолеет сильная жажда, или вода нужна для приготовления пищи. Таким образом, если вода есть, но её хватит лишь для питья или приготовления необходимой пищи (без излишеств), следует совершать таяммум.
6. У человека нет возможности достать воду из колодца (нет, например, ведра или верёвки).
7. Человек боится пропустить похоронный или праздничный намаз, если будет совершать малое омовение. А ещё если у человека во время праздничного намаза нарушилось омовение, и он понимает, что не успеет дойти до места совершения омовения и обновить его до окончания праздничного намаза, то он имеет право совершить таяммум и продолжить совершение праздничного намаза. Это намазы выделены особо, потому что они не восполняются и не имеют замещения. В остальных случаях, даже если человек уверен, что, если он сейчас пойдёт совершать омовение, выйдет время фарз-намаза или он пропустит пятничный (джума) намаз, ему нельзя совершать таяммум: он должен совершить омовение, а затем восполнить пропущенный намаз, если не успел вовремя его совершить. Если упустил пятничный намаз, то нужно совершить обеденный намаз.
Некоторые важные вопросы относительно таяммума
Если воды нет, то необходимо отправиться на её поиски (в пределах 1750 метров), попросить её у окружающих (если нет заранее уверенности, что они откажут) или купить воду (если она продаётся по разумной цене). Если в результате этих действий воду добыть не удастся, следует совершить таяммум.
Во всех случаях, когда у человека нет воды или возможности её добыть, желательно подождать какое-то время – вдруг вода появится, – но так, чтобы не было риска не успеть совершить намаз до окончания его времени или попасть в период, когда выполнение намаза будет нежелательным, близким к запрету (макрух-тахрим).
Чем можно совершать таяммум
Таяммум можно совершать природным материалом, происходящим из горных пород, то есть минералами, кроме металлов: это может быть обычная земля, гранит, мел, глина, песок, камни и т.п.
Общее правило того, чем можно совершать таяммум, – это может быть любое вещество, происходящее из земли, кроме тех, которые:
1) горят, образуя пепел (например, дерево или трава);
2) разлагаются в земле (зерновые и другие продукты питания);
3) плавятся на огне (любые металлы).
Можно также совершать таяммум пылью, лежащей на любой поверхности: деревянной, металлической, пластиковой и т.п. Можно совершать, например, сеном, чаем, зерном, если они смешаны с пылью. Если же они чистые (на них нет пыли), то нельзя.
Способ совершения таяммума
Условием действительности таяммума является намерение. Для малого или большого омовения оно не обязательно, поскольку вода по своей природе обладает очищающими свойствами, в отличие от земли и других минералов, чтобы их использовать в качестве ритуального очищения. Поэтому необходимо намерение, которое превращает обычные действия человека в поклонение Всевышнему.
Намерение необходимо сделать в момент прикосновения к поверхности, которой совершается таяммум, или же в момент протирания лица.
Для действительности таяммума необходимо мысленное намерение совершить очищение, или очиститься от осквернения, или получить возможность совершить намаз или другой вид поклонения, для которого совершается таяммум.
Если на лице и руках человека уже есть пыль (например, он работает с землёй или с пыльными предметами), то ему достаточно с намерением устранить состояние отсутствия омовения протереть при этом лицо и руки, включая локти. Если на лице и руках пыли нет, то ему нужно прикоснуться дважды к поверхности того грунта, которым можно совершать таяммум: один раз для протирания лица, другой – для протирания рук.
Условиями действительности таяммума также являются протирание лица и рук всей ладонью или большей её частью (например, тремя пальцами) и отсутствие на органах того, что препятствует протиранию (лака, воска и т.п.)
Обязательные (фард) составные части таяммума
Для совершения таяммума необходимо соблюсти два условия:
1. Протирание лица полностью.
2. Протирание рук до локтей включительно.
Полноценный способ совершения таяммума с соблюдением всех желательных действий.
Человек, желающий совершить таяммум, оголяет предплечья, произносит «Бисмилляhи-р-Рахмани-р-Рахим», намереваясь очиститься от состояния осквернения или получить возможность совершить намаз. Затем опускает ладони, расставив пальцы, на ту поверхность, с которой он будет совершать таяммум (на чистую землю или, допустим, гранитную столешницу), двигает ладонями вперед-назад, затем поднимает руки, встряхивает ими (убирая лишнюю пыль, если она есть), после чего протирает ладонями лицо целиком.
Далее он снова опускает ладони на поверхность, действуя вышеописанным способом, затем левой рукой протирает правую до локтя включительно, а потом правой – левую таким же образом. На этом таяммум заканчивается. С этим таяммумом можно совершить столько намазов (как обязательных, так и желательных), сколько верующий пожелает, пока его таяммум не нарушится.
Что нарушает таяммум
1. Таямумм нарушает всё то, что нарушает омовение или купание.
2. Таяммум нарушается при возможности полноценно совершить омовение или купание водой.
(«Любаб»)
Мухаммад-фарук Азимов