28 Мая
2024 года
поделиться
Категория: История

Противостояния в Медине

Провокации курайшитов против мусульман после переселения и их связи с Абдуллахом бин Убаййем

Мы ранее писали о тех гонениях и репрессиях, которым подвергали мусульман неверные мекканцы. После переселения мусульман в Медину многобожники без всяких угрызений совести нападали на их дома, разграбляли их имущество и владения. Мекканцы не только не отказались от своих заблуждений, но и ещё больше озлобились на то, что мусульмане ускользнули от них и нашли для себя безопасное пристанище в Медине. 

Письмо курайшитов главе Медины

Они написали письмо Абдуллаху бин Убаййу бин Салюлю, который в то время являлся многобожником, а до переселения был главой ансаров (жителей Медины). Они объединялись вокруг него и были готовы сделать его своим правителем, что и произошло бы, если бы Посланник Аллаhа ﷺ не переселился к ним, а они не уверовали бы в него. 

Итак, курайшиты написали ему и его единомышленникам письмо, где в резкой форме говорили им следующее: 

«Вы укрыли нашего соплеменника, поэтому вы будете сражаться с ним или изгоните его, в противном же случае все мы двинемся на вас, чтобы сразиться с вами, перебить ваших бойцов и пленить ваших женщин». 

Как только Абдуллах бин Убайй получил это послание, он принялся за исполнение приказов своих братьев-многобожников из Мекки. Кроме того, он и сам ненавидел Пророка ﷺ, считая, что из-за него он лишился власти в Медине. 

Узнав об этом, Посланник Господа ﷺ встретился с ними и сказал: «Вы слишком испугались угроз курайшитов, но они смогут сделать с вами не более того, что сами вы хотите, чтобы они с вами сделали. Неужели вы хотите сражаться с вашими детьми и братьями?»

Услышав от Пророка ﷺ подобные слова, Абдуллах бин Убайй и другие многобожники разошлись, отказавшись от намерения сражаться. Причиной тому стало то, что его товарищи не отличались силой духа и здравомыслием. Однако он вступил в тайный сговор с курайшитами, чтобы в будущем использовать любую возможность столкнуть друг с другом мусульман и многобожников Мекки. К нему примкнули и иудеи, желавшие помочь ему в этом, однако благодаря мудрости Пророка ﷺ огонь их зла раз за разом удавалось тушить.

Заявление о решимости перекрыть мусульманам доступ к Каабе

Через некоторое время Саад бин Муаз رضي الله عنه отправился в Мекку для совершения умры (малого паломничества), где остановился у Умаййа бин Халяфа. Он попросил его: «Найди для меня свободное время, чтобы я мог совершить обход вокруг Каабы». К полудню они вышли из дому, где им встретился Абу Джахль, который спросил: «О Абу Сафван, кто это с тобой?» Он ответил: «Это Саад». Тогда Абу Джахль сказал ему: «Я вижу, что ты спокойно ходишь по Мекке, в то время как вы укрыли у себя вероотступников и заявили о том, что будете оказывать им поддержку и помощь! Клянусь, если бы не был ты вместе с Абу Сафваном, то не вернулся бы к своей семье в целости!»

Саад ответил ему, повысив голос: «Клянусь Аллаhом , если ты помешаешь мне в этом, я перекрою тебе доступ к жителям Медины (перекроет мекканцам караванные пути, проходившие близ Медины)!» 

Курайшиты угрожают мухаджирам (жителям Мекки, переселившимся в Медину)

Курайшиты направили к мусульманам гонца, чтобы сказать им следующее: «Пусть не обманывает вас то, что вы убежали от нас в Ясриб (прежнее название Медины), ибо мы явимся к вам и уничтожим вас поголовно в ваших же домах!»

Это была не просто угроза. Посланнику Аллаhа ﷺ было точно известно о кознях курайшитов, о том, что они были готовы на самое худшее. В связи с этим он либо бодрствовал по ночам, либо спал под охраной своих сподвижников. В своём сборнике «Ас-Сахих» имам Муслим приводит хадис, в котором сообщается, что Аиша رضي الله عنها сказала: «Однажды ночью после приезда в Медину Пророк ﷺ не спал и, обращаясь ко мне, сказал: «О, если бы нашёлся праведный человек из числа моих сподвижников, который охранял бы меня сегодня ночью!» – и в это время мы услышали звон оружия. Пророк ﷺ спросил: «Кто это?» Человек ответил: «Саад бин Абу Ваккас». Тогда Посланник Аллаhа ﷺ спросил его: «Что привело тебя сюда в такое время?» Он ответил: «Я испугался за Посланника Аллаhа ﷺ и пришёл, чтобы охранять его». Пророк ﷺ обратился к Аллаhу ﷻ с мольбой за него, а потом заснул».

Такая охрана выставлялась не на несколько ночей, она организовывалась постоянно. Передаётся от Аиши رضي الله عنها: «Посланника Аллаhа ﷺ охраняли по ночам до тех пор, пока Всевышний не ниспослал аят (смысл комментария): «…Аллаh ﷻ защитит тебя от (зла) людей…» (сура «Аль-Маида», аят 67). После этого Посланник Аллаhа ﷺ вышел из своего укрытия и сказал: «О люди, расходитесь, ибо Всемогущий и Великий Аллаh ﷻ взял меня под Свою защиту» (ат-Тирмизи).

Однако опасность угрожала не только Посланнику Аллаhа ﷺ, но и всем мусульманам в целом. Сообщается, что Убайй бин Кааб رضي الله عنه сказал: «Когда Пророк ﷺ и его сподвижники прибыли в Медину, а ансары предоставили им убежище, все арабы обратились против них, и мусульмане стали засыпать и просыпаться только с оружием».

Разрешение на ведение боевых действий 

В этих опасных условиях, угрожавших самому существованию мусульман в Медине, когда стало ясно, что курайшиты не откажутся от своих заблуждений и своего вызывающего поведения, Всевышний ниспослал верующим разрешение сражаться, не вменив им этого в обязанность. Всемогущий Аллаh об этом в Коране сказал (смысл комментария): «Разрешено тем (верующим), с которыми поступили несправедливо, сражаться (в ответ, защищая свои права). Поистине, Аллаh способен помочь им (в этом)» (сура «Аль-Хадж», аят 39). 

Этот аят был ниспослан в числе целого ряда других аятов, указывавших верующим на то, что вышеупомянутое разрешение было дано с целью устранения притеснения и выполнения установлений Господа. Всевышний об этом сказал (смысл комментария): «Если Мы укрепим их (верующих) на земле (даровав им победу над врагами), они будут (полноценно) совершать намаз, выплачивать закят, призывать к благому и запрещать зло. А исход всех дел – у Аллаhа ﷻ» (сура «Аль-Хадж», аят 41). 

Для осуществления этого Посланник Аллаhа ﷺ разработал два плана.

Первый: заключение союзнических договоров или договоров о ненападении с племенами, которые жили неподалёку от караванного пути курайшитов или обитали на землях, расположенных между этим путём и Мединой. 

Второй: постоянное направление военных отрядов в те районы, где пролегал этот путь. 

Для осуществления двух этих планов мусульмане и в самом деле стали проявлять военную активность. Это выразилось в том, что они стали посылать из Медины отряды, в задачу которых входили разведка и ознакомление с путями, пролегавшими рядом с Мединой, и с теми путями, которые вели в Мекку, а также заключение договоров с племенами, жившими поблизости от этих путей. Это делалось с той целью, чтобы показать многобожникам и иудеям Ясриба, а также кочевавшим вокруг города бедуинам, что мусульмане приобрели силу и избавились от былого бессилия. А ещё чтобы предупредить курайшитов Мекки о возможных последствиях их безрассудства, чтобы они избавились от заблуждений, все ещё владевших их умами. 
 

Адиль Ибрагимов