11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Осторожно: за рулем – ДЕТИ!

Каждый год по всей стране во время каникул наблюдается резкий рост ДТП с участием несовершеннолетних.

Школьники, предоставленные летом самим себе, становятся жертвами страшных аварий. Юные велосипедисты и любители езды на самокатах, не изучившие как следует правила дорожного движения, находятся в особой зоне риска. Ещё большее беспокойство вызывают подростки, получившие доступ к мотоциклам, мопедам и автомобилям. Как уберечь своих детей, жаждущих скорости и новых ощущений, от риска попасть в автокатастрофу, выясним сегодня. 

Горячее время

В последние несколько лет у сотрудников Госавтоинспекции прибавилось поводов для беспокойства. Если раньше под особым контролем находились только велосипедисты, то сейчас у школьников есть выбор, на чём покататься, – это и электросамокаты, и скейтборды, и гироскутеры. Часто родители покупают их детям в награду за хорошие оценки. И подростки с энтузиазмом начинают осваивать личный транспорт. На первый взгляд, в этом нет ничего плохого. Не всё же время в телефоне сидеть, свежий воздух и физическая активность на пользу молодому организму. Беда в том, что дети выезжают на оживлённые трассы, не понимая, что подвергают себя смертельной опасности. Для того чтобы управлять, к примеру, модным у подростков сегвеем, права не нужны, а скорость он может набрать приличную – 50 км/ч. Электросамокат, который также доступен для несовершеннолетних, разгоняется до 100 км/ч. Неудивительно, что статистка жертв «детских» ДТП в летний период растёт с каждым годом. 

Любить и не убить 

Многие школьники мечтают о том, чтобы прокатиться с ветерком на своём личном транспорте. И любящие родители с радостью исполняют их желания. «А как же, Ваське (Сашке, Абдулле…) родители купили гироскутер, а наш сынок чем хуже!» Мало кто из подростков, получив железного друга, начинает зубрить ПДД, а вот испытать его скорость по максимуму стремятся многие. Представители российской Госавтоинспекции предупреждают, что решение о покупке ребёнку СИМ («средство индивидуальной мобильности») должно быть обдуманным. Это не игрушка, а полноценное транспортное средство, и, чтобы управлять им, нужно знать ПДД на зубок, быть осмотрительным, сосредоточенным. После череды аварий с участием СИМ в нашей стране был принят закон, регулирующий их движение. Как заявляет ГУОБДД МВД России, дети от 7 до 14 лет могут использовать СИМ только на тротуарах, пешеходных, велосипедных дорожках. С 14 лет к этому присоединяется возможность проехаться на своём электросамокате по проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.

При этом вес устройства не должен превышать 35 кг, а его скорость – 25 км/ч. Выезжая на тротуар, нельзя обгонять пешеходов. Переходить проезжую часть можно лишь по пешеходному переходу, пешком, ведя свой транспорт рядом. Каждый из нас прекрасно знает характер своих детей. Будут ли они соблюдать все правила, получив желанный электросамокат или сегвей? Пойдут ли они на риск, чтобы доказать свою «крутость» сверстникам? Насколько дети могут сосредоточиться на дороге? Если есть хоть малая доля сомнения, нельзя поддаваться на их уговоры и следовать за общественным мнением. Каждый из нас лично несёт ответственность за своих детей; подумайте, стоит ли подвергать их смертельной опасности. 
За рулём 

Все мы знаем, что для управления мотоциклом, мопедом или автомобилем нужны права. С 16 лет человек может сдать экзамены и получить права категории M и A1, позволяющие управлять мопедом и лёгким мотоциклом. И только с 18 лет можно стать обладателем прав категории A (для мотоцикла) и B (для легкового автомобиля). Но часто несовершеннолетние без водительских удостоверений оказываются за рулём, что приводит к трагическим последствиям. За прошедший год количество аварий с участием водителей-детей возросло на 26 %. В 998 авариях погибли 40 несовершеннолетних и сотни получили тяжёлые травмы. Вся ответственность, безусловно, лежит на плечах родителей. Особенно беспечно взрослые относятся к лёгкой мототехнике. А ведь скутер – это не игрушка для подрастающих сыновей, а транспорт, и, чтобы управлять им, нужны права и голова на плечах.

Штраф за вождение без прав в нашей стране – от 5 до 15 тысяч рублей с задержанием транспортного средства. Если водитель старше 16, то штраф будет выписан на его имя, если младше, то ответственность понесут его родители. Как заявляют представители Госавтоинспекции, дети оказываются за рулём с согласия родителей. Например, папа, снимающий видео для соцсетей, разрешил ребёнку управлять автомобилем, чтобы снять «хайповый» ролик. Сейчас полиция отслеживает подобные видео и наказывает по всей строгости закона таких горе-блогеров.

Подобный инцидент может привести к возбуждению дела по ст. 125 УК РФ («Оставление в опасности»), безответственным родителям могут выписать штраф в размере 80 тыс. рублей и на год заключить под стражу. Ещё более серьёзные последствия сулит ст. 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего») – штраф в размере 100 тыс. рублей и до трёх лет лишения свободы. Но, позволяя ребёнку самостоятельно рулить, родители могут наказать себя карой, которую невозможно сравнить ни с чем. Гибель ребёнка – вот к чему может привести легкомыслие взрослых.

Полицейские предупреждают, что ключи от машины, документы на неё нужно хранить в месте, недоступном для детей. Как заявляет член общественного совета при МВД России Игорь Моржаретто в интервью для газеты «Известия», в абсолютном большинстве ДТП с несовершеннолетними водителями вина лежит на безответственных взрослых. «Если дети оказываются за рулём, то они знают, как завести машину, как тронуться. Отцы обучают сыновей этим навыкам где-нибудь на глухих просёлочных дорогах. А потом, когда взрослых нет дома, уверенный в своих силах, но не знающий ни одного правила мальчик выезжает на дорогу», – поясняет Игорь Моржаретто.

Ситуацию усугубляет то, что подростки большую часть времени проводят в виртуальной реальности, и им кажется, что управлять машиной на дороге будет так же просто и легко, как и в компьютерной игре. Но в игре можно попасть в аварию и начать проходить уровень заново. В жизни этого сделать уже не получится. В головах современных детей настоящая жизнь часто смешивается с виртуальным пространством, что приводит к трагическим последствиям. 

На каждом родителе лежит огромная ответственность – стать для ребёнка авторитетом, примером для подражания. Словом и делом доказывая, что каждый раз, садясь за руль, мы должны быть максимально сосредоточены, что жизнь наша и наших близких может зависеть от цифр на спидометре, что дорога не прощает ошибок. Объясняйте ребёнку, что велосипед, самокат и скейтборд – это не игрушки, а трасса – не детская комната. Что, прежде чем выехать на дорогу, нужно понять ценность человеческой жизни и здоровья.
 

Сафия Фокина