Всё это оказало воздействие на людей, имевших возможность общаться с Пророком ﷺ, который обучал и воспитывал их. Он очищал их души, побуждал к благонравию, прививал им чувства взаимной любви и братства, направлял ко всему достойному и благородному и побуждал к поклонению и повиновению Аллаhу ﷻ.
Сообщается, что один человек спросил Пророка ﷺ: «Какое проявление Ислама является наилучшим?» Он ответил: «Лучшее состоит в том, чтобы ты кормил людей и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь» (аль-Бухари).
Сообщается, что Абдуллах бин Салям رضي الله عنه сказал: «Когда Пророк ﷺ приехал в Медину, я пошёл, чтобы посмотреть на него, и по лицу его понял, что он не является лжецом, а первым, что он сказал, было: «О люди, распространяйте мир, угощайте людей, поддерживайте родственные связи, молитесь по ночам, когда другие люди спят, и вы войдёте в Рай с миром» (ат-Тирмизи).
Посланник Аллаhа ﷺ говорил: «Не войдёт в Рай тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла» (Муслим).
Пророк ﷺ говорил: «Верующие подобны единому телу человека: если у него болит глаз, то больно и всему телу, и если у него болит голова, то больно и всему телу» (Муслим).
Посланник Аллаhа ﷺ говорил: «Откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаhа ﷻ! Не разрешается мусульманину покидать (прекращать общение) брата своего на срок, превышающий три дня» (аль-Бухари).
Он побуждал людей расходовать свои средства на благотворительность, упоминая о достоинствах этого деяния, в результате чего сердца их склонялись к этому, и часто говоря им: «Милостыня (садака) гасит прегрешения подобно тому, как вода гасит огонь» (Ахмад, ат-Тирмизи).
Посланник Господа r настоятельно побуждал людей воздерживаться от просьб, напоминал им о достоинстве терпения и нетребовательности и говорил, что каждая просьба подобна царапине на лице обращающегося с просьбами к другим, если только человек не был вынужден прибегать к просьбам. Кроме того, Пророк r рассказывал людям о достоинстве различных видов поклонения и обещанной за них награде и сообщал им о ниспосылаемых ему откровениях. Подобное изучение служило указанием на то, что на них возлагаются обязанности призыва и обязанности распространения этого послания, не говоря уже о необходимости понимания и размышления.
Подобные уроки Пророка ﷺ служили средством повышения духовного уровня его сподвижников, объясняли им, в чём заключаются высшие духовные ценности, и показывали им наилучшие примеры благонравия. Результатом стало то, что эти сподвижники сами стали высшими образцами совершенства, каких только знала история.
Сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ были лучшими в этой общине, обладали наиболее благочестивыми сердцами, самым глубоким знанием. Всевышний Господь избрал их в качестве сподвижников Своего Пророка ﷺ, чтобы они способствовали становлению Его религии.
Кроме того, Посланник Аллаhа ﷺ, являвшийся величайшим лидером, обладал такими внешними и внутренними качествами, отличался таким совершенством, дарованиями, достоинствами и благонравием, что сердца людей склонялись к нему, а души готовы были пожертвовать собой ради него. Стоило ему сказать одно слово, как его сподвижники уже спешили выполнять то, на что он указал им. Благодаря всему этому Пророку ﷺ удалось построить в Медине новое общество, которое стало прекраснейшим и достойнейшим обществом в истории человечества.
Высокий моральный дух позволил собрать воедино все необходимые элементы нового общества, которое оказалось способным противостоять всем превратностям судьбы и изменить ход истории в целом.
После того как Пророк ﷺ переселился в Медину и убедился в прочности основ нового исламского общества, он посчитал нужным урегулировать свои отношения с немусульманами. В этом отношении его задача, по большому счёту, состояла в обеспечении безопасности, мира и блага для всего человечества, а в ближайшей перспективе – в том, чтобы добиться согласия между всеми людьми, населявшими город Медину. С этой целью Посланник Господа ﷺ установил великодушные законы, которых в те времена не знал мир.
Как уже отмечалось ранее, ближайшими немусульманскими соседями Медины являлись иудеи, которые хоть и питали вражду по отношению к мусульманам, но пока ещё не оказывали никакого сопротивления и не вступали ни в какие конфликты. Посланник Аллаhа ﷺ заключил с ними договор, по условиям которого они могли совершенно свободно исповедовать свою религию и пользоваться своим имуществом. При этом Пророк ﷺ не имел намерений ни изгонять их, ни конфисковывать то, что им принадлежало, ни вступать с ними в какие бы то ни было конфликты.
1. Иудеи племени Бану Авф входят в одну общину с верующими (мусульманами). У иудеев своя религия, а у мусульман – своя религия; как их (иудеев) вольноотпущенникам, так и им самим гарантируется неприкосновенность. То же самое касается и тех иудеев, которые не относятся к этому племени.
2. Иудеи несут свои расходы, а мусульмане – свои.
3. Каждый из них должен оказывать помощь другому в случае военных действий против каждого подписавшего этот договор.
4. Стороны должны поддерживать друг с другом добрые отношения и давать друг другу добрые советы; отношения между ними будут основываться на благочестии, а всё греховное исключается.
5. Никто не будет нести ответственность за проступки своих союзников.
6. Притесняемому следует оказывать помощь.
7. Иудеи должны нести расходы наряду с мусульманами в течение всего периода военных действий.
8. По условиям этого договора для всех подписавших его Ясриб (Медина) становится неприкосновенным городом.
9. В случае возникновения между сторонами, заключившими этот договор, любых недоразумений и споров, которые могли бы повлечь за собой опасные последствия, следует обращаться к Всемогущему Аллаhу (к установлениям Корана) и решению Его посланника Мухаммада ﷺ.
10. Запрещается оказывать покровительство и помощь курайшитам.
11. Стороны обязуются помогать друг другу в случае нападения на Ясриб; каждая из них обязуется защищать город со стороны своего поселения.
12. Эта грамота не является защитой для притеснителя или совершившего что-нибудь греховное.
После заключения этого договора город вместе с окрестностями превратился в союзное государство со столицей в Медине и во главе с Посланником Господа ﷺ.
Решающее слово и власть в этом государстве принадлежали мусульманам, Медина же стала в истинном смысле этого слова столицей исламского мира. Впоследствии с целью расширения зоны безопасности и мира Пророк ﷺ стал заключать подобные договоры и с другими племенами с учётом реально складывавшихся условий.
Адиль Ибрагимов