11 Мая
2024 года
поделиться

Курбан-байрам – праздник жертвоприношения

Материал подготовлен согласно ханафитскому мазхабу

Заколоть животное в дни праздника жертвоприношения (10-го, 11-го и 12-го числа месяца Зуль-хиджа) является необходимостью (ваджиб) для каждого состоятельного верующего, обладающего имуществом стоимостью, эквивалентной 80 г чистого золота (400–450 тыс. рублей). Для путника жертвоприношение не является обязательным.

 

Жертвоприношение за одного человека совершается принесением в жертву барана (овцы) или козы, а за семерых человек – верблюда или коровы. Нельзя приносить животное в жертву до начала праздничной молитвы.

Минимальный возраст животного:

1. Коз, овец, баранов – один полный календарный год.

2. Коров, быков, буйволов – два года.

3. Верблюдов – пять лет.

Животные моложе предписанного возраста не подходят в качестве жертвоприношения. Если возраст овцы/барана более шести месяцев, но менее года, а внешне животное выглядит как годовалое, то его также достаточно принести в жертву.

 

 Время жертвоприношения

Лучший день для жертвоприношения – первый из трёх дней праздника, затем – следующий. Если дни жертвоприношения пройдут, а человек, имея достаточное состояние, так и не совершит его, то ему нужно будет пожертвовать сумму, эквивалентную стоимости одного барана, – для нуждающихся. Это даже в том случае, если человек купил барана и ещё владеет им, то есть спустя три дня он отдаёт стоимость животного, а не само животное. Исключением может быть тот случай, когда, уплатив стоимость, он может стать бедным, и в этом случае он может зарезать животное и раздать мясо нуждающимся.

 

Желательные действия (сунна)

Тому, кто должен совершить жертвоприношение, желательно разделить жертвенное животное на три части: одну часть съесть в эти дни вместе с семьёй, друзьями в качестве угощения, вторую отдать нуждающимся, а третью отложить на будущее. Также желательно отдать шкуру животного нуждающемуся либо самому изготовить из неё сумку, кожаный коврик и т. п. Приносить животное в жертву желательно самому, то есть зарезать, как положено, если сами можете это сделать, иначе нужно позвать того, кто может это сделать лучше, и присутствовать рядом.

Передаётся от Али ибну Абу Талиба да  будет  доволен   им  Всевышний, что Пророк мир  ему  и  благословение однажды сказал Фатиме да  будет  доволен   им  Всевышний: «Когда человек приносит в жертву (курбан) животное, то с падением первой капли крови прощаются все его грехи. И, поистине, животное будет приведено в День Суда со своей кровью, мясом, конечностями и т. д. и будет увеличено по весу в семьдесят раз, а затем положено на весы благих его деяний» (аль-Байхаки).

Нежелательно (карахат) в этот день

– доить жертвенное животное или состригать с него шерсть, поскольку животное было приобретено для акта богослужения и все его части являются жертвенными;

– заранее извлекать какую-то пользу от животного, например ездить на нём верхом, использовать для переноски предметов и т. д.

Следующие животные не подходят для жертвоприношения:

1. Одноглазое или полностью безглазое животное.

2. Животные, утратившие более трети уха, а также животные, не имеющие ушей с рождения. При этом животные с маленькими ушами подходят для жертвоприношения.

3. Животные, рог/рога которых отломаны с их основания. Однако животное, родившееся без рогов или чьи рога отломаны не с основания, подходит для жертвоприношения.

4. Животное с увечной ногой, которое ходит только на трёх ногах и не может использовать четвёртую. Однако если животное может дойти до места забоя, прихрамывая на четвёртую ногу, то его можно использовать для жертвоприношения.

5. Настолько тощие животные, что в их костях нет костного мозга.

6. Животное, у которого отсутствует большинство зубов настолько, что оно не может должным образом есть.

7. Важно, чтобы у жертвенного животного полностью был в наличии хвост. Поэтому необходимо приобретать животных с полноценным хвостом.

Если животное получит увечье во время забоя, например сломает ногу, будет порезано ухо и т. д., то жертвоприношение будет действительным.

Если животное купили здоровым и уже после этого оно стало неподходящим для совершения жертвоприношения, тогда необходимо учесть следующие факторы:

– если владелец небогат, не обладает достаточным состоянием (нисабом), то ему дозволяется принести это животное в качестве курбана;

– если владелец богат, обладает нисабом, то ему необходимо приобрести другое животное и совершить жертвоприношение.

Праздничный намаз

Совершение праздничного намаза «салят уль-ид» было установлено во втором году по хиджре (исламскому летоисчислению), и первым праздничным намазом, который совершил Пророк мир  ему  и  благословение, был намаз Ид уль-Фитр (праздник по случаю завершения поста месяца Рамадан).

Совершение праздничного намаза совершеннолетними и дееспособными мужчинами расценивается как необходимое действие (ваджиб). На остальные категории верующих (женщины, несовершеннолетние, физически или психически нездоровые, путники) эта необходимость не распространяется.

Время совершения праздничного намаза

Время молитвы праздника жертвоприношения наступает после того, как солнце поднимается на высоту копья (приблизительно через 30 минут после восхода солнца) и продолжается до того, как солнце окажется в зените. На людей, опоздавших на коллективное выполнение праздничного намаза, не возлагается обязанность восполнить его.

Порядок совершения праздничного намаза

Перед совершением этого намаза произносят намерение: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный ваджиб-намаз по случаю Ид уль-Адха (Курбан-байрам) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается коллективно с другими верующими, то в намерении добавляют «коллективно» или «за имамом».

Одновременно с намерением в сердце произносят такбират уль-ихрам (вступительный такбир «Аллаху Акбар»), поднимая руки до уровня ушей, и приступают к намазу. В начале намаза желательно прочесть молитву «сана». По окончании этой молитвы произносят «Аллаху Акбар», поднимая руки, повторяют это три раза. Затем (после третьего такбира «Аллаху Акбар») читают суру «Аль-Фатиха» и дополнительную суру. Далее всё делается, как в обычном намазе. Во втором ракаате после чтения суры «Аль-Фатиха» и дополнительной суры опять произносят «Аллаху Акбар» три раза, поднимая руки при каждом произнесении, не считая «Аллаху Акбар» для поясного поклона.

Этика и желательные действия в день праздника

Перед совершением обоих праздничных намазов желательно искупаться, подобно тому, как купаются для пятничного намаза. Желательно подготовиться к праздничному дню: побрить волосы на тех местах, на которых их желательно брить, постричь ногти, удалить неприятный запах с тела и одежды. Это праздничный день, и в нём желательно сделать всё, что желательно совершить в пятничный день.

Желательно в праздничный день надеть самую красивую одежду, лучше белого цвета.

Всё это желательно совершать и тому, кто хочет посетить праздничный намаз, и тому, кто остаётся дома и совершает его индивидуально, так как этот день – день приукрашивания, и в нём все равны.

Желательно оживить обе праздничные ночи богослужением: совершением намаза, чтением Корана, поминанием Всевышнего (зикр), обращением к Нему с мольбой о прощении грехов или ниспослании милости, восхвалением Пророка мир  ему  и  благословение посредством чтения салавата.

Желательно в этот день вселять радость в сердца близких людей, посетить родных и близких, раздать садака (милостыню) неимущим и бедным.

Да примет Аллах  наше жертвоприношение и остальные благие деяния, озарит наши сердца светом веры и сделает нас из числа Его праведных рабов! Амин.

(«Радд уль-Мухтар», «Фатава аль-Хиндия», «Ихтияр»)

 

Подготовил Мухаммад-фарук Азимов