04 Мая
2024 года
поделиться

Хадж – паломничество в Мекку

Материал подготовлен согласно ханафитскому мазхабу

Хадж – это посещение Мекки некоторыми категориями людей для совершения определённых обрядов, с соблюдением при этом необходимых условий.

Хадж является обязательным (фарз) поклонением, которое должны совершить уверовавшие люди один раз за всю жизнь. Доказательством тому является веление Всевышнего в Коране (смысл комментария): «Полноценно совершайте хадж и умру (выполняя все необходимые условия) ради Аллаhа ﷻ​…» (сура «Аль-Бакара», 196-й аят).

В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ также есть множество доказательств этому. Сообщается от Абдуллаха ибну Умара رضي الله عنه: «Я слышал, как Посланник Аллаhа сказал: “Ислам основывается на пяти (столпах):

– свидетельстве, что нет бога, кроме Аллаhа , и что Мухаммад – Посланник Аллаhа ;

– совершении молитвы (намаза);

– выплате закята (обязательной милостыни);

– совершении хаджа (паломничества в Мекку);

– соблюдении поста в (месяце) Рамадан”» (аль-Бухари, Муслим).

Условия для выполнения хаджа

Хадж становится обязательным при наличии некоторых условий. Так, необходимо быть:

1. Мусульманином.

2.  Совершеннолетним.

3. Здоровым (способным самостоятельно совершить хадж).

4. Иметь материальную возможность.

5. Иметь махрама (близкого родственника: мужа, отца, брата и т. д.) для сопровождения – для женщин.

Рассмотрим каждый пункт по отдельности

1. Паломник должен быть верующим (мусульманином), тут всё понятно.

2. Совершеннолетие. Надо уточнить, что и ребёнку не запрещено отправляться в хадж, однако он остаётся обязанным совершить хадж и умру после наступления совершеннолетия.

3. Наличие здоровья, то есть паломник должен быть физически здоровым, в состоянии преодолеть все тяготы пути и совершения обрядов хаджа. Если же человек тяжело болен и нет надежды на выздоровление или он имеет какие-нибудь физические недостатки, то в этом случае совершение хаджа становится для него необязательным. Однако он должен вместо себя отправить другого человека для совершения за него всех обрядов хаджа, и этот уполномоченный должен быть тем, кто ранее уже совершил хадж.

4. Материальная возможность, то есть паломник должен быть материально обеспеченным, у него должны быть в наличии средства, чтобы отправиться туда и обратно, с учётом всех расходов. Также он обязан оставить средства для своей семьи, всех, кого он обязан обеспечивать во время своего отсутствия. Если человек не владеет достаточными средствами, то хадж для него не является обязательным.

5. Наличие махрама для женщин. Махрам – это близкий родственник из числа мужчин, за которого она не может выйти замуж согласно нормам религии. Это муж, отец, дядя, дед, сын, племянник, брат, а также зять и отчим.

Хадж не становится обязательным для женщины, если у неё нет сопровождающего её махрама, даже если она физически может самостоятельно совершить обряды хаджа, имеет материальную возможность.

Порядок действий в Медине

1. По прибытии в Медину паломники должны достичь местности, которая называется Зуль-Хулайфа, она находится в пригороде в направлении Мекки.

2. Прибыв туда, паломники совершают омовение, желательно совершить купание.

3. После этого мужчины облачаются в белые одежды (два куска материи, которые не сшиты между собой), а женщины могут оставаться в своей обычной одежде.

4. Далее паломник должен сделать намерение, сказать: «Аллаhумма, ляббайка умратан», если он желает вступить в обряды умры (малого хаджа), или же: «Аллаhумма, ляббайка хаджан», если он  желает совершить хадж. Также можно сделать намерение на оба хаджа (большой и малый) одновременно, говоря: «Аллаhумма, ляббайка умратан ва хаджан».

Порядок совершения хаджа

1. На  восьмой день месяца Зуль-хиджа паломники направляются в местность Мина (окраина Мекки) и, находясь там, совершают поклонение, читая Коран, поминая Аллаhа ﷻ, совершая молитвы и т. д. В долине Мина все молитвы совершаются в своё время, однако четырёхракаатные намазы сокращаются до двух ракаатов.

2. Девятый день – это день Арафа. В этот день паломники выдвигаются в долину Арафа (в 20 км от Мекки). Прибыв туда, паломники объединяют обеденный и предзакатный (зухр и аср) намазы одним азаном и двумя икаматами, сократив их по два ракаата. Далее паломники читают различные мольбы Всевышнему Господу (дуа) о прощении, принятии их паломничества, до полного захода солнца.

3. После захода солнца паломники выдвигаются в местность, которая называется Муздалифа, она находится между долинами Мина и Арафа, и там совершают вечерний и ночной намазы. И остаются там до утра в молитвах ко Всевышнему.

4. Совершив утренний намаз в Муздалифа, они набирают по дороге камни, семь камней, величина которых не должна превышать фалангу пальца и быть не менее горошины. Набрав эти камни, паломники направляются в Джамарат уль-Акаба (каменный столб, символизирующий сатану) – самый дальний от Муздалифа и самый ближний к Мекке. Бросая в него семь камней, произносят на каждое бросание «Аллаhу Акбар!». После паломники читают различные мольбы (дуа) и возвращаются в Мина.

5. Далее паломники отправляются для совершения жертвоприношения, могут сами это сделать или уполномочить другого. После этого паломники могут  постричься, при этом во время умры женщины стригут волосы на длину фаланги пальца, а мужчины могут побриться полностью либо укоротить волосы.

6. После этого, если есть возможность, паломники направляются в Мекку для совершения тавафа ифаза (семикратный обход Каабы), который является обязательной частью хаджа. Если это не представляется возможным по причине скопления большого количества людей, то это можно оставить и на последние три дня пребывания в Мина (дни ташрика).

7. Совершив таваф, паломники возвращаются в Мина и проводят там ещё два или же три дня.

8. После этого, на 11-й и 12-й дни, если остаётся, и на 13-й день месяца Зуль-хиджа, они собирают по 21 камню, по семь камней на три столба. Идти бросать камни в Джамарат нужно после обеда и начинать с малого Джамарата, ближайшего к Мина и самого дальнего от Мекки, и заканчивать последним – Джамарат уль-Акаба.

9. После совершения всех этих действий паломники освобождаются от запретов вступления в обряды хаджа (ихрама) и возвращаются в Мекку.

10. Нужно помнить, что если паломник желает покинуть Мекку, то ему необходимо совершить прощальный таваф (вада). После его совершения ваш хадж будет считаться завершённым.

(«Дурар уль-Мухтар»)

Подготовил Мухаммад-фарук Азимов