04 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Познавательно

Донецк – Ботаюрт: побратимы с 1942 года

Имя Героя Советского Союза, отважного лётчика Николая Жердева связало Донецк и дагестанское село Ботаюрт.

Участник трёх войн Николай Прокофьевич погиб в Дагестане 15 ноября 1942 года, похоронен в селе Ботаюрт. И вот уже много лет донецкая школа № 93, где учился Николай Жердев, и ботаюртовская средняя школа носят имя одного героя.

Два места – откуда начиналась и где закончилась жизнь лётчика – не просто связаны именем этого человека: на протяжении долгого времени они дружат между собой и стали побратимами. Обо всём этом я узнал, когда перешёл учиться в бабушкино село. Оказывается, наша школа «на контакте» и давно сблизилась со школой Донецка, а школьники и учителя ездят в гости друг к другу. В один год они к нам приезжают, в другой – мы к ним. Так, в 1989 году вместе с товарищами и мне повезло побывать на родине Героя.

В тот год встреча была необычной. Это было не только общение представителей двух регионов большой страны: по приглашению донбассцев туда приехали ещё гости из Литвы, Молдавии и Таджикистана. Получился небольшой фестиваль! Каждая делегация приготовила свою культурную программу, и в итоге мы получили интересное общение, а также знакомство с традициями разных народов. Каждый из участников показывал номера на сцене школьного актового зала, знакомил собравшихся со своими песнями, танцами, обрядами. Помню, какое впечатление у всех вызвали наши черкески, овечьи папахи и бутафорские кинжалы. Любопытные парни задавали много вопросов и хотели потрогать элемент национального костюма, который из ножен не вынимался. Приходилось выкручиваться отговорками, вроде: оружие попусту вынимать обычай не позволяет. Удивительно, как легко налаживалось знакомство, появлялся интерес. Мы подружились с местными ребятами, а также с приехавшими молдаванами и литовцами, а таджикская «делегация» состояла из детей помладше.

Администрация донецкой школы хорошо подготовилась к приёму гостей. Всех приехавших разместили в гостиничных номерах, вкусно кормили, составили интересную программу, провели экскурсию по достопримечательностям и местам боевой славы. Мы поездили по следам «молодогвардейцев», увидели дома, в которых жили герои нашего детства. Их имена носили пионерские и комсомольские отряды всей страны – Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Иван Земнухов, Ульяна Громова и многие другие. Мы увидели эти места воочию и ужаснулись участи этих юношей и девушек. Молодые – наверное, чуть старше, чем мы тогда, – ребята-краснодонцы отдали жизнь в борьбе с врагом. Некоторых сбросили в шахты, и они там долго и мучительно умирали. Другие погибли от страшных пыток. В музее нам показали камеру, она была чуть больше обычной комнаты панельной многоэтажки, где фашисты содержали около тридцати человек. На стенах камеры были выцарапаны слова измученных, но не сломленных духом ребят. Мы видели дыбу и печь-буржуйку, посредством которых пытали вчерашних школьников. Тяжёлые впечатления оставило у нас увиденное. Тем большим уважением прониклись мы к подвигу членов Молодой гвардии.

Очень полезной оказалась экскурсия. Когда своими глазами видишь, через что прошли патриоты, каким коротким, но ярким был их жизненный путь, явственнее понимаешь ценность мирной жизни. Ощущаешь ту свободу, доставшуюся нам благодаря подвигу советского народа, точно так же, как ощущаешь свежий воздух, выходя из фашистского застенка.

Каждый день хозяева хлебосольной земли устраивали нам культурную программу. Как я сейчас понимаю, основной целью происходящего было стремление сблизить всех собравшихся. У нас была уникальная возможность узнавать друг друга и стать друзьями.

К сожалению, наше пребывание в гостях быстро подходило к концу, расставаться с новыми друзьями не хотелось. Несмотря на скорое возвращение по домам, замысел подружить ребят вполне удался. Многие из нас обменялись адресами и потом долго переписывались.

Через некоторое время в Дагестан приехала донецкая школа. По этому поводу в селе, можно сказать, случился праздник, все радовались возможности принять дорогих гостей. Наверное, как бы много людей ни приехало, всем нашлось бы место: каждая семья желала принять и уважить кунака. Мы тоже изо всех сил старались порадовать наших побратимов. Было много встреч, знакомств, концертов, экскурсий. Гости нашего края побывали в древнем Дербенте, поднимались в горы, увидели глубокие ущелья, поразились бархану Сары-Кум, порадовались морю.

Можно сказать, так укрепляется дружба между народами. Реальные люди открывают для себя новый мир, узнают, как устроена жизнь соседа, интересуются его заботами, познают быт и обычаи незнакомых мест. Где-то находят общее, где-то выявляют разницу, набираются опыта, делятся своим. Понимают, что крестьянский труд везде схож, поля засеивают и убирают тяжёлым трудом и там, и тут. Понимают, что нужно учиться и развиваться, чтобы сделать жизнь лучше и прекраснее. Знают, что без воспитания подрастающего поколения не наступит будущее. А они, дети, одинаковы везде: непоседливые, не имеют терпения быть послушными старшим, не понимают заботы о себе. А родители всегда желают им только добра, наставляют не только словом, но и своим примером, стараются воспитывать трудом.

Хорошая это «хитрость» – делать из детей порядочных людей, давая им возможность показать себя с лучшей стороны. Когда бываешь в гостях или встречаешь гостя, непременно стараешься выглядеть лучше и вести себя безупречно. Подобным образом будет вести себя и приехавший погостить. Интересные получаются «состязания» на лучшее поведение, которое прививается детям госте-познавательным методом. Такие «соревнования» стимулируют улучшать свои качества, подтягивать знания и поведение школьника. А главное, в этой «конкуренции» нет проигравших. Можно сказать, что гостившие и принимавшие, стараясь показать себя с лучшей стороны, эти качества не растеряли и сохранили в себе.

Представьте, сколько людей несколькими поколениями воспитываются на примере героев, патриотов и тружеников. Ребята из Донецка и Ботаюрта не на словах узнают, что такое дружба, добрые межнациональные отношения (может, даже не зная этих возвышенных слов). Им есть у кого учиться, ведь их учителя, старшие братья и сёстры или родители много лет как налаживают эти добрые связи. Им есть с кого брать пример мужества, любви к Родине, трудолюбия.

В центре Ботаюрта разбит парк, где установлена мемориальная доска с именами воевавших сельчан. Отдельно стоит памятник Герою Советского Союза, отважному лётчику, таранившему врага, когда не осталось боеприпасов, – Николаю Жердеву. Стоят бюсты другому фронтовику, Герою Советского Союза, бесстрашному командиру автоматчиков Абдурахману Абдуллаеву и Ахмеду Висаидову, за доблестный труд награждённому высоким званием Герой Социалистического Труда.

Хороший и важный опыт накопили два учебных заведения в разных сторонах уже одной страны. Коллективы обеих школ имени Н. Жердева с радостью расскажут и покажут, как им удаётся развивать и укреплять узы дружбы, такие важные и нужные для нашей многонациональной страны. Мы слышим множество призывов к взаимопониманию, добрососедскому отношению и уважению в обществе. Для этого принимаются соответствующие программы, министерства и ведомства проводят необходимую работу. Например, Муфтият Дагестана и Министерство по делам религий и национальностей Республики Дагестан проводят много форумов, встреч, иных мероприятий, которые объединяют и укрепляют единство нашего государства. Эту же «политику» могли бы осуществлять и иные органы, организации, учебные заведения (как те школы). Вертикаль власти будет сильна крепкими горизонтальными общественными отношениями.

 

Азиз Мичигишев